Портал по тригенерации, когенерации и мини-ТЭЦ

В Екатеринбурге обсудили тренды в отечественной энергетике

30-31 мая 2019 г. Екатеринбург стал площадкой обсуждения подходов к реализации ДПМ-2 и перспективных разработок для энергетиков. Научно-техническую конференцию «Модернизация энергетики РФ. Вызовы. Тренды» организовали Уральский турбинный завод (холдинг РОТЕК) и Зульцер Турбо Сервисес Рус. Участники конференции - представители генерирующих, энергомашиностроительных предприятий, научно-исследовательских и отраслевых институтов России, Беларуси и Казахстана.

Елена Анатольевна Медведева, заместитель директора департамента оперативного контроля и управления в энергетике Минэнерго РФ в своем докладе отметила: «Перед отраслью остро стоит проблема устаревания основных фондов, поэтому мы выходим на поэтапную модернизацию. Наша задача не просто увеличить ресурс оборудования, а повысить эффективность. Поэтому основной тренд отрасли – цифровизация: эффективность должна вырасти за счет внедрения современных автоматизированных систем, цифровых технологий. Компетенции в России есть».

О внедрении передовых цифровых технологий как одном из важнейшем условий говорил и директор Ассоциации «Совет производителей энергии» Дмитрий Евгеньевич Вологжанин. Он отметил, что в России потребность в электроэнергии в ближайшие пятнадцать лет вырастет на 30%. При этом, учитывая российские реалии, традиционная тепловая энергетика сохранит свою ведущую роль. На сегодня модернизация тепловых мощностей дешевле новой стройки и остается существенно эффективнее ВИЭ. Реализация программы модернизации электрических станций позволит существенно увеличить парковый ресурс, улучшить технико-экономические характеристики оборудования. Также, программа модернизации обеспечит долгосрочными заказами предприятия отечественного энергомашиностроения.

Сергей Иванович Пасечник, главный инспектор АО «Техническая инспекция ЕЭС» в своей презентации в цифрах обозначил основные вызовы стоящие перед энергетической отраслью касающиеся паровых и газовых турбин: Из 1431 паровых турбин, находящихся сегодня в эксплуатации в России, за пределами паркового ресурса находится свыше 60% машин (85 % составляют турбины отечественного производства и 15 % - турбины иностранного производства). Особенно остро эта проблема стоит перед паровыми турбинами с рабочим давлением до 100 кг/см2, эксплуатация которых ввиду морального устаревания и низкой экономичности нецелесообразна. Доля таких турбин по установленной мощности составляет приблизительно одну треть. В ближайшие годы потребуется проводить замещение паровых турбин большой единичной мощности иностранных производителей представленных на территории Российской Федерации. Наиболее ярким представителем в этой категории является Турбоатом (Украина) общая установленная мощность паровых турбин которого составляет 37,8 ГВт. Газовые и паровые турбины импортного производства работающие в составе парогазовых установок имеют значительно более высокую стоимость затрат на ремонт и техническое обслуживание по отношению к турбинам отечественного производства. Выход на серийное производство отечественных газовых и паровых турбин большой мощности последнего поколения, работающих в цикле ПГУ, локализация в Российской Федерации изготовления наиболее значимых элементов газовых турбин – компонентов горячего тракта (камеры сгорания топлива, лопаток турбин) и систем управления, а также развитие сервиса по ремонту этого оборудования позволит значительно снизить затраты на обслуживание и повысить востребованность парогазовых установок российского производства.

Учитывая этот факт, серьезное обсуждение на конференции вызвали вопросы реализации программы ДПМ-2, а также в целом модернизации существующего парка машин. УТЗ представил разработанные пакеты модернизации на наиболее распространенные типы турбин, эксплуатируемые сегодня на отечественных станциях. «Мы готовы провести модернизацию с разной степенью глубины. При этом речь не идет о простой замене узлов. С учетом опыта работы оборудования и возможностей современных систем моделирования и расчетов мы всегда конструктивно совершенствуем заменяемые узлы, а также оснащаем машины новыми системами автоматизации и защиты», - отметил заместитель главного конструктора завода Артем Альбертович Ямалтдинов.

Отраслевому сообществу Уральский турбинный завод представил свои новые разработки, в частности проект турбины Кп-77-6,8 с осевым выхлопом. Четыре таких турбины УТЗ изготавливает для строящихся мусоросжигательных заводов Подмосковья. База новой турбины универсальна и пригодна для разработки и изготовления турбин мощностью до 100 МВт, предназначенных для работы в составе заводов по утилизации ТКО, а также для традиционной энергетики в составе парогазовых и паросиловых установок. Конструкция турбины надежна и эффективна, а также имеет «изюминки», облегчающие её обслуживание. Новая турбина, как и все современные разработки завода, спроектирована с использованием технологии «Цифровой макет изделия», благодаря чему срок выполнения базового рабочего проекта составил всего 8 месяцев, что на сегодняшний день является практически рекордом для машин подобной сложности.

«Наши перспективные проекты, над которыми мы сейчас работаем, – конденсационная турбина К-350, турбина малой мощности на раме в заводской готовности, ряд других перспективных и нужных энергетическому рынку объектов. В целом отмечу, что за счет модульного подхода к проектированию с унификацией ряда узлов, внедренным цифровым макетом изделия и единым расчетным комплексом, мы сокращаем сроки проектирования и полного изготовления до 10-12 месяцев», - поделился с собравшимися планами Михаил Степанов, заместитель главного конструктора УТЗ.

Также в ходе конференции обсуждался опыт завода как EPC-подрядчика, инновации в системах управления.

Ещё одной темой, важной для отрасли и затронутой на конференции, стала эксплуатация энергетических газовых турбин большой мощности. В части проведения сервисного обслуживания таких ГТУ Зульцер Турбо Сервисес Рус является крупнейшей независимой компанией. В докладах специалистов Зульцер были освещены темы модернизации наиболее популярной в РФ индустриальной газовой турбины Siemens V94.2 (ГТЭ-160), планы по производству частей горячего тракта, текущее состояние локализации сервисного обслуживания также распространённой в России ГТУ GE Frame 6Fa.

Во второй день участники конференции посетили цеха УТЗ и Центр восстановления деталей горячего тракта газовых турбин Зульцер Турбо Сервисес Рус. Они познакомились c технологическими возможностями компаний, ходом производства по текущим заказам.
14.06.19 АО «Уральский турбинный завод»

Последние новости