Портал по тригенерации, когенерации и мини-ТЭЦ

Итоги тарифного регулирования в топливно-энергетической и жилищно-коммунальной сфере в Республике Башкортостан и задачи на 2008 год и последующие годы. Краткосрочная и долгосрочная перспектива роста цен на природный газ. Политика либерализации цен на природный газ и ее планируемые последствия


Материалы республиканского семинара «Итоги тарифного регулирования на 2007 год и основные задачи на 2008 год. Политика государства в области регулирования тарифов, цен на ближайшую перспективу», 26-27 апреля 2007 года, г. Уфа

Александров В.Н.

I. Основные особенности тарифного регулирования в 2006-2007 годах

Основные особенности тарифного регулирования в сфере естественных монополий и в сфере ЖКХ в 2006-2007 годах:

1. Сохранение устойчивой тенденции снижения значения индекса потребительских цен. В 2006 году впервые ИПЦ снизился до однозначной величины, - в том числе в результате снижения роста тарифов естественных монополий и тарифов организаций ЖКХ.

2. Изменение тренда динамики темпов роста регулируемых цен и тарифов естественных монополий в 2007 году по отношению к предшествующему периоду с уменьшающегося на повышающийся (как к предшествующему периоду, так и по отношению к индексу инфляции - ИПЦ).

3. Резкое сокращение темпов роста тарифов на услуги ЖКХ в 2006 году с сохранением понижающейся динамики в 2007 году.

Раскрывая содержание приведенных особенностей, можно отметить следующее.

По пункту 1.

По данным Минэкономразвития России, на замедлении инфляции в 2006 году прежде всего сказались меры по усилению контроля за ростом тарифов ЖКХ путем введения предельных параметров роста тарифов на услуги ЖКХ на федеральном уровне, в результате чего рост тарифов в целом по России за 2006 год был почти вдвое ниже, чем в 2005 году (17,9% против 32,7%), и ужесточению тарифной политики в сфере естественных монополий по сравнению с прошлым годом, что позволило снизить инфляцию на 1 процентный пункт.

По пункту 2.

Если до 2006 года включительно Правительством Российской Федерации в целях подавления относительно высокого уровня инфляции проводилась достаточно жесткая тарифная политика в отношении субъектов естественных монополий (СЕМ) по методу «инфляция минус», (результатом чего стало сокращение роста тарифов и цен СЕМ практически до уровня фактической инфляции и несколько ниже (по электроэнергетике и железнодорожным перевозкам грузов), то, начиная с 2007 года, на фоне снижения влияния сугубо монетарных факторов инфляции, прогнозные проектировки Правительства Российской Федерации и принятые на их основе тарифные решения предусматривают несколько более высокий рост тарифов и цен СЕМ.

Развитие газовой отрасли. Низкая цена газа являлась одним из их конкурентных преимуществ российской экономики. Вместе с тем, в течение последних 15 лет внутренние цены на газ в России оставались на столь низком уровне, что ни о какой эластичности спроса на газ по мере его удорожания говорить не приходилось – этот спрос только возрастал. При этом уровень внутренних цен, который составляет в настоящее время около 50 долларов за тыс. кубометров, не покрывает затрат на его реализацию.

В связи с возрастающим дефицитом газа на внутреннем рынке, с одной стороны вызванного его низкой ценой, а с другой стороны – ростом экономики, необходимо стимулировать замещение газа в топливном балансе другими энергоносителями (например, углем), модернизировать существующие и вводить новые мощности в добыче и транспортировке газа.

Проведенный анализ показал, что этим критериям соответствует уровень цены в размере 90-100 долларов за тыс. кубометров, что ниже цен, по которым газ покупают не только в Европе (270 долларов), но и в странах СНГ.

Развитие электроэнергетики. Тарифы на электроэнергию также будут расти несколько быстрее, чем уровень инфляции. Во-первых это связано с ростом цен на газ, который является основным видом топлива. Во-вторых, с высокой потребностью электроэнергетики в инвестиционных ресурсах вследствие роста электропотребления и устаревшими производственными мощностями. В 2007 году начинается постепенная поэтапная либерализация рынка электроэнергии, которая продлится до 2011 года. Речь идет о промышленных потребителях, то есть о компаниях и предприятиях. Переходный период для населения займет вдвое больше времени – не менее 10 лет. Доля рынка, которая в 2007 году составит 5-10%, ежегодно будет удваиваться.

Либерализация рынка электроэнергии в первую очередь связана с необходимостью повышения эффективности использования электроэнергии у потребителей. Свободные цены на электроэнергию будут формироваться с учетом спроса и предложения, при этом запущен конкурентный механизм, поэтому рост тарифов не должен быть чрезмерным.

Необходимо подчеркнуть, что темпы либерализации рынка определены с учетом готовности инфраструктуры рынка и адаптационным возможностям экономики.

По пункту 3.

Необходимо отметить, что законодательное введение с 2006 года регулирования на федеральном уровне предельных индексов изменения цен и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса имело выраженный положительный эффект. Если в 2005 году рост указанных тарифов составил 32,7 %, то на 2006 год увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги составило около 18 %. На 2007 год и перспективу также предусматривается изменение темпов роста тарифов ЖКХ, скоординированное с динамикой изменения цен и тарифов естественных монополий.

II. Динамика цен (тарифов) на услуги естественных монополий на 2008-2010 годы (согласно Сценарным условиям, одобренным Правительством Российской Федерацией)

Газовая отрасль

Решением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 42 установлены следующие параметры роста цен на газ. С 1 января 2008 года средние оптовые цены повышаются на 25%, с 1 января 2009 года и с 1 июля - на 13%, а в целом за 2009 год – на 27,7%. В 2010 году цены на газ будут повышены 1 января и с 1 июля - на 13%, в целом за год – на 27,7%. На газ, отпускаемый населению, повышение цен в 2008-2010 году установлено в этих же размерах.

В результате такого повышения цен на газ в 2010 году его цена достигнет 97,8 долл. за тыс. кубометров, что ниже цен, по которым газ покупают не только в Европе, но и в республиках СНГ. Предполагается, что такой повышенный рост цен создаст стимулы для увеличения добычи газа и его поставок на внутренний рынок, а также будет стимулировать повышение эффективности газопотребления и способствовать замещению газа в топливном балансе другими энергоносителями (углем). Опережающий рост цен на газ будет стимулировать увеличение инвестиций в газо- и энергосберегающие технологии. Одновременно планируется снижение перекрестного субсидирования в газораспределении и сбыте газа, предусматривая при этом относительное снижение тарифной нагрузки, прежде всего, на крупнейших потребителей.

В течение трехлетнего периода планируется, в соответствии с концепцией развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд, поэтапное выведение уровня регулируемых оптовых цен на сжиженный газ, используемый населением для бытовых нужд, на уровень рыночных цен с последующей либерализацией данного сектора.

Электроэнергетика

В связи с повышенными темпами роста цен на газ в 2008-2010 годах предельные размеры повышения регулируемых цен на электроэнергию будут превышать инфляцию. В 2008 году их прирост составит 12%, в 2009 году – до 12,5%, что обеспечивает электроэнергетике уровень рентабельности, предусмотренный сценарными условиями прогноза социально-экономического развития на 2007-2009 гг. В 2010 году прирост регулируемых тарифов составит 13,5%, что сохраняет уровень рентабельности на уровне 2009 года.

По ряду субъектов Российской Федерации, как, например, по Республике Башкортостан, возможна индексация уровня регулируемых тарифов темпами, превышающими среднероссийские.

В части либерализации рынка электроэнергии определено поэтапное увеличение доли электроэнергии, реализуемой по нерегулируемым государством ценам: с 5 % с 1 января 2007 г., до 10% – с 1 июля 2007 г., 15% - с 1 января 2008 г., 25% - с 1 июля 2008 г., 30% - с 1 января 2009 г., 50% - с 1 июля 2009 г., 60% - с 1 января 2010 г., 80% - с 1 июля 2010 г. и до 100% - с 1 января 2011 года. Темпы либерализации рынка определены с учетом готовности инфраструктуры рынка и адаптационным возможностям экономики.

Либерализация рынка электроэнергии в первую очередь связана с необходимостью повышения эффективности использования электроэнергии у потребителей и стимулирования привлечения частных инвестиций в электрогенерацию. Свободные цены на электроэнергию будут формироваться с учетом спроса и предложения, при этом, запущен конкурентный механизм, поэтому рост тарифов не должен быть чрезмерным.

Для населения прирост регулируемых тарифов составит в 2008 г. – 14%, в 2009 г. – 15%, в 2010 году - 18 процентов.

Жилищно-коммунальное хозяйство

В связи с более высоким ростом цен на газ и тарифов на электроэнергию предельные размеры роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства увеличиваются в пределах, необходимых для покрытия возрастающих затрат на энергоносители, и на реализацию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса в субъектах Российской Федерации, ориентированных на реновацию отрасли, создание новой инженерной инфраструктуры и улучшение качества оказываемых услуг. В 2008 году рост тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по России составит 17%, в 2009 - 2010 гг. – 18-19 процентов.

Индекс изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в среднем по Российской Федерации будет превышать предельный размер роста тарифов на товары и услуги ЖКХ вследствие необходимости доведения уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги до 100%, постепенной ликвидации перекрестного субсидирования тарифов для населения другими группами потребителей. В 2008 году прирост платы не превысит в среднем 20 %, в 2009 - 2010 годах – 23-24 процентов.