Портал по тригенерации, когенерации и мини-ТЭЦ

Задачи подразделений Государственного энергетического надзора территориальных органов Ростехнадзора Приволжского федерального округа и критерии оценки (показатели эффективности) деятельности инспекторского состава при осуществлении государственного энергетического надзора

В.В. Кузьмин,
и. о. заместителя руководителя МТУ технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Приволжскому федеральному округу

Деятельность территориальных управлений Ростехнадзора (далее — ТУ) по Приволжскому федеральному округу (далее — ПФО) в I полугодии 2007 года осуществлялась в соответствии с комплексным планом работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Федеральная служба), планами работ ТУ, Планом мероприятий Управлений по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по субъектам Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Приволжскому федеральному округу по реализации программных целей и задач, определенных в 2007 году в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, постановлениями коллегий Федеральной службы (от 15.03.2007 № 1, от 22.05.2007 № 2), решениями совещаний руководителей территориальных управлений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Приволжского федерального округа от 06.02.2007 г. № 1, от 24.04.2007 г. № 2, приказами и распоряжениями Руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Надзорные и контрольные мероприятия, предусмотренные комплексным планом работы Федеральной службы и планами работ ТУ на I полугодие 2007 года, выполнены.

Работа территориальных управлений осуществлялась во взаимодействии с администрацией полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе, федеральными инспекторами, правительствами субъектов федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

В целях повышения престижа государственной гражданской службы, повышения качества оказания государственных услуг населению во всех управлениях для работы с гражданами созданы общественные приемные. В соответствии с приказом «По работе с обращениями граждан» в управлениях разработан порядок работы с обращениями и составлены графики личного приема граждан руководством управлений. Определены ответственные по обеспечению работы с обращениями граждан, указаны адреса, телефоны, телефаксы и часы приема. На сайтах территориальных управлений размещены интерактивные формы общественных приемных, позволяющие принимать обращения (заявления) граждан. Для рассмотрения и вынесения решений по наиболее сложным вопросам, поднятым в обращениях граждан, создаются специальные комиссии, осуществляются выезды на место; выдаются акты-предписания; привлекаются к административной ответственности должностные лица.

Заявителям своевременно, в установленном порядке, направляется информация о результатах рассмотрения обращений. Информация об основных направлениях, задачах и функциях Ростехнадзора и его территориальных органов, другие информационные материалы размещались в СМИ.

Управления тесно взаимодействуют по жалобам и обращениям граждан с прокуратурой и судами, с другими органами исполнительной власти. Наиболее часто в обращениях граждан ставятся вопросы о нарушениях правил и норм при эксплуатации электроустановок жилых зданий, о перебоях в электро- и теплоснабжении; о незаконном ведении строительства.

Проведено обследований объектов энергетики — 16397, выявлено 164481 нарушение правил и норм (в I полугодии 2006 г. —17163 и 163197 соответственно). За нарушения требований по безопасности наложено 6127 штрафов на должностных и юридических лиц на сумму 9739,5 тыс. руб. (за I полугодие

2006 г. — 4083 штрафов на сумму 5978,8 тыс. руб.). Наиболее хороших показателей в части требовательности (количество выявленных нарушений на число наложенных штрафов) достигли УТЭН по Пензенской области — 16,5; по Республике Башкортостан — 15,3; при среднем по ПФО — 26,8 (прогнозный показатель на 2007 г. — 89). Наименьшая требовательность имеет место в УТЭН по Республике Мордовия (один штраф на 63,8 нарушений), в Пермском межрегиональном УТЭН (один штраф на 42,5 нарушений).

В части результативности (количество выявленных нарушений на одно обследование) хорошие результаты у УТЭН по Ульяновской области — 14,1; по Самарской области — 13,6. Наименьшая результативность проверок, проводимых инспекторами УТЭН по Республике Чувашия, — 6,4; Пермским межрегиональным УТЭН — 7,4. Средняя по ПФО — 10,0 при прогнозном показателе на 2007 г. — 7,81.

На объектах энергетики аварий в I полугодии 2007 г. не было (за I полугодие 2006 г. — 2), несчастных случаев со смертельным исходом — 20 (за I полугодие 2006 года — 23).

Основными причинами травматизма на объектах энергетики стали:

• неудовлетворительная организация работ административно-техническим персоналом;

• слабый контроль со стороны работников, ответственных за безопасность производства работ;

• низкая производственная дисциплина персонала;

• плохая организация либо невыполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность при работе в электроустановках;

• нарушение технологии выполнения работ;

• ошибочные или самовольные действия пострадавших;

• неудовлетворительная организация обучения персонала.

Работа по подготовке и прохождению ОЗП

Одним из приоритетных направлений в деятельности управлений Ростехнадзора по ПФО является обеспечение эффективного надзора за противо-аварийной устойчивостью теплоэнергетического оборудования, повышением надежности, своевременной подготовкой, бесперебойным прохождением осенне-зимнего периода. В соответствии с годовыми планами работы управлениями Ростехнадзора по ПФО проведено 2355 обследований поднадзорных организаций по контролю за прохождением ОЗП.

С мая 2007 г. начата работа по подготовке к прохождению ОЗП 2007-2008 гг. На 1 июля 2007 г. в большинстве теплоснабжающих организаций составлены планы подготовки к работе в ОЗП и организовано их выполнение. Теплоснабжающими организациями проведены весенние гидравлические испытания тепловых сетей.

Регулярно направляется информация в территориальные органы власти, органы местного самоуправления о проверках предприятий ЖКХ по прохождению ОЗП в 2006-2007 гг., о подготовке к прохождению ОЗП 2007-2008 гг. Представители управлений принимают участие в работе кустовых совещаний с администрациями городских округов и муниципальных районов, руководителями министерств и ведомств по подготовке объектов жизнеобеспечения к осенне-зимнему периоду 2007-2008 гг.

Работа по надзору за ГТС

МТУ Ростехнадзора по ПФО и территориальные управления Ростехнадзора в ПФО осуществляют надзор за гидротехническими сооружениями промышленности и энергетики, задействованными в технологическом цикле предприятий.

В настоящее время под надзором управлений Ростехнадзора по ПФО находится 80 организаций, эксплуатирующих ГТС, из них объектов энергетики — 30. Все ГТС внесены в отраслевой и российский Регистр. Разработаны и утверждены критерии безопасности гидротехнических сооружений.

Управлениями ведется надзор за страхованием гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации ГТС. Составляется реестр действующих договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации гидротехнических сооружений на объектах промышленности.

Территориальными управлениями ведется работа по организации автоматизированного рабочего места инспектора по надзору за ГТС, в соответствии с разработанной ООО НИПЭЦ «Промгидротехника» программой Proksima.

В соответствии с указаниями Ростехнадзора и комплексными планами работы управлений в I полугодии 2007 г. были проведены тематические проверки готовности предприятий, эксплуатирующих ГТС, к паводку, проверки ведения мониторинга безопасности на гидротехнических сооружениях объектов промышленности, др. проверки.

Взаимодействие территориальных управлений с ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО»

Организованное взаимодействие Управлений по экологическому и технологическому надзору с филиалами «ЦЛАТИ» в статусе Государственного учреждения позволяет на должном уровне и в установленные законодательством сроки обеспечить выполнение функций, возложенных на Ростехнадзор, что в итоге является одним из основных критериев оценки работы Федеральной службы в целом.

Практически всеми филиалами ЦЛАТИ проводится работа по проверке правильности начисления платежей для объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю.

ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО» проводит большую работу по предоставлению консультационных услуг в области экологической, энергетической и промышленной безопасности. Организуется обучение электротехнического персонала для осуществления деятельности по оказанию платных услуг в области энергетической безопасности. Перспектива реализации двух новых направлений аккредитации органов оценки соответствия: в области энергетической и экологической безопасности.

Несмотря на большие усилия и желание персонала управлений еще эффективнее осуществлять надзорную и контрольную деятельность, есть сдерживающие факторы, не зависящие от них. Одним из таких факторов является процесс реформирования РАО «ЕЭС России».

К сожалению, имеют место негативные на сегодняшний день стороны или до конца не решенные по некоторым вопросам проблемы.

Оперативно-диспетчерское управление

Есть Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления (ОДУ) в электроэнергетике», в котором п. 4 Постановления предложено в 3-х месячный срок представить в Правительство перечень организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике. Такого перечня до сих пор не представлено. Возникает вопрос: как работать с другими диспетчерскими службами (центры управления сетями), которые остались в сетевых организациях, организуют такие службы в межсистемных предприятиях? Нормативных документов по организации и взаимоотношениям с системным оператором РАО «ЕЭС России» до сих пор не разработано.

В преддверии отопительного периода 2007-2008 гг. вызывает опасение обеспечение надежного и безаварийного электроснабжения потребителей, в первую очередь опасных производств и социальной сферы, т.к. часть ВЛ-110, 35, 6, 10 кВ и подстанции не входят в управление системного оператора.

Организация сбытовых компаний

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «Обутверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» Минпромэнерго в шестимесячный срок предлагалось утвердить по согласованию с ФАС и ФСТ правила проведения конкурсов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика, включая типовую конкурсную документацию.

Такие документы до настоящего времени не разработаны и поэтому конкурсы не проводятся.

Не выполнен и другой пункт данного Постановления — в тот же срок утвердить правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики. В большинстве районов действуют по отработанной схеме, но во всех случаях управления Ростехнадзора играют первостепенную роль в этих вопросах.

Определенные проблемы возникают и при организации вновь созданных структур реформирования РАО «ЕЭС России».

Создание генерирующих компаний

Одно юридическое лицо, к примеру, ТГК-6, которое базируется в Нижнем Новгороде, объединяет в себе пять регионов и только три — Мордовия, Пенза и Нижний Новгород входят в состав Приволжского федерального округа.

То же самое наблюдается и в Межрегиональной распределительной сетевой компании (МРСК), которая дважды за последние годы реформировалась. Во вновь созданной МРСК центра и Поволжья только четыре из девяти (Н. Новгород, Киров, Марий Эл, Удмуртия) входят в состав ПФО.

Еще запутаннее структура федеральной сетевой компании, где внедрение ремонтных служб из состава вновь созданных компаний приводят к негативным последствиям.

В целом создание генерирующих компаний поднимает многие нерешенные вопросы, связанные с отсутствием квалифицированного персонала, инвестиционных программ, износом нормативных ресурсов оборудования и др. Остаются нерешенными многие вопросы:

• 70% оборудования выработало свои нормативные ресурсы;

• плановые ремонтные работы не выполняются в полном объеме по объективным и субъективным причинам;

• отсутствие в достаточной степени квалифицированного персонала;

• инвестиционные программы в большинстве своем существуют только на словах.