Портал по тригенерации, когенерации и мини-ТЭЦ

Программы по комбинированному производству тепловой и электрической энергии как элемент перспективной стратегии Европейского Союза по энергетике и проблемам изменения климата

Туре Хаммар, Датское Агентство Энергетики

Введение      

В данном сообщении рассматриваются программы по развитию комбинированного производства тепловой и электрической энергии (СНР) как осовной безрисковый вариант сокращения выбросов СО2, являющийся важным   элементом европейской стратегии по климату. Это ¾ вклад в подготовку   участия Европейского Союза в переговорах по Конвенции по климату СОР3   (1996/97 гг.) Представляемый материал был подготовлен для Экспертной группы Европейского Союза по климату; он касается отдельных политических установок и мер по сокращению выбросов парниковых газов.       

СНР обладает значительным потенциалом во всем мире в самых различных областях: промышленность, крупные потребители тепловой энергии, центральное   отопление, холодоснабжение и т. д. В системах СНР используются различные источники   энергии: природный газ, биомасса, нефть, твердые топлива.      

Потенциал СНР может заменить в значительной степени традиционные схемы производства электрической и тепловой энергии. В соответствии с оценками, подготовленными для 12 стран Евросоюза в 1994 ¾ 95 гг. и для 15 стран Евросоюза в 1997 г., в ближайшие десятилетия объем СНР может составить   треть (или более) объема производства энергии в Европе и удовлетворить такой же объем спроса на тепловую и другие виды полезной энергии. При условии полной реализации потенциала СНР можно говорить о сокращении выбросов СО2 в странах ЕС на 9 ¾ 13% от общего объема выбросов при сжигании горючих топлив. Эквивалентные потенциалы имеются в странах Центральной и Восточной Европы, а также в большинстве промышленно развитых стран мира.      

Системы СНР можно подразделить на следующие категории:      

· СНР в промышленности;      

· СНР малых масштабов (сфера обслуживания и другие крупные потребители      тепловой энергии);      

· городские/коммунальные схемы центрального отопления с СНР.      

Для каждой из этих категорий характерны свои технологии и системы. То же самое можно сказать о мерах, которые варьируют в диапазоне от серьезных мер по   регулированию рынка тепловой энергии до мер на рынке электрической энергии, в   большей или меньшей степени связанных с рынком тепловой энергии.      

Возможности реализации программ СНР сильно различаются, что, безусловно, влияет на экономический потенциал и ограничивает его. Многие программы считаются выигрышными не только как экономически эффективное средство сокращения выбросов вредных веществ (и СО2), но и с точки зрения соотношения «затраты-выгоды». Возможности реализации зависят, например, от величины и структуры спроса на тепловую энергию и от базового уровня инвестиций, необходимых для развития инфраструктуры центрального отопления, и т.п. Для оценки экономического потенциала по всему Европейскому Союзу необходимо проведение дальнейших исследований на национальном и локальном уровнях.      

СНР ¾ программы уже реализованы в ряде европейских стран и в США (например, IPP), а также в других промышленно развитых странах мира. Для более   комплексной и последовательной реализации потенциала СНР, возможно,   потребуются новые усилия на международном, европейском, национальном и   локальном уровнях.      

Эти меры носят комплексный характер и касаются следующего:      

· задачи национального или международного уровня [цели (МВт), новые квоты по мощности]      

· меры организационного и институционального характера (национальные целевые группы, совместные предприятия, муниципальные исполнительные советы, компании по предоставлению энергетических услуг)      

· меры по регулированию и экономические меры (стандарты эффективности, определение приоритетов, стимулы / тарифы / налоги, фонды / кредиты, зонирование систем центрального отопления и т. д.)      

· рыночные меры (сочетание регулирующих и экономических мер,   например, рынки для «зеленой» электроэнергии, разрешения, подлежащие согласованию, фонды, регулирующие цены в сфере СНР)      

· разнообразные программы исследований, разработок и демонстрации (R&D&D) (например, THERMIE, JOULE и SAVE)      

· распространение, информация и сети (CogenEurope, EnR EuroHeat      

· мониторинг, статистика и т. д. (Eurostat, IEA, UNICHAL, UNIPEDE).       

Эти меры можно скоординировать по времени в ходе процесса на локальном и национальном уровнях, а также на уровне Европейского Союза. Кроме того, осуществляется взаимодействие между мерами в области СНР, комплексному планированию ресурсов и энергоэффективности.       

Взгляд с позиций здравого смысла      

В последнее время выполнен ряд прогнозов по перспективам энергоснабжения для Европейского Союза. Как показало исследование, проведенное в Дании в 1994 г. [1], мощность СНР на 1988 г. составила в 12 странах Европейского Союза 40 ГВт электроэнергии.

Таблица 1

Мощность СНР и объемы производства энергии

в 1988 г. в 12 странах Европейского Союза

Область применения СНР

Мощность (электр.), ГВт

Годовой объем производства электроэнерги, Т Втч

Промышленность

22

73

Мелкие потребители

(сфера обслуживания и т.п.)

4

10

Городские схемы (СНР/ЦО)

14

50

ИТОГО

40

133

Согласно данным Евростата за 1994 г., установленная мощность   СНР в 15 странах Европейского Союза, включая Финляндию, Швецию и Австрию,   оценивается в 67 ГВт электроэнергии (13% общей мощности генерации), а объем электроэнергии, произведенной за счет СНР, в 204 ТВт ч (9% от общего объема производства).      

В 1995 г. были подготовлены комплексные сценарии (CEC DG XVII) для 12 стран Европейского Союза. Они представляют собой общий взгляд на энергетический сектор и, таким образом, не обязательно отражают весь потенциал СНР. Во всяком случае, можно сказать, что сценарий «Взгляд с позиций здравого смысла» (сценарий CW)   предполагает «средний уровень роста» СНР. В соответствии с этим сценарием, в результате перехода на системы СНР и наращивания их мощностей в 1993-2020 гг.   будет получено 48 ГВт электроэнергии. Общая мощность генерации в Европе на   2020 г. оценена в 688 ГВт электроэнергии. Это говорит о том, что доля СНР увеличится в ближайшие десятилетия пpиблизительно в два pаза. Согласно сценарию «Forum Scenario», прогнозиpуется объем в 56 ГВт электроэнергии, т.е. дополнительно 8 ГВт по   сравнению со сценарием CW.       

Потенциал СНР      

Валовый потенциал СНР, в общем, довольно значителен,   так как, в принципе, б'ольшая часть энергии, идущей на нужды отопления, а также на технологические процессы и холодоснабжение, может сочетаться с тем или иным   способом производства электpоэнергии. Валовый потенциал ограничивается балансом   спроса на тепловую и электрическую энергию и его временным распределением.      

На протяжении последних лет были разработаны осуществимые технические решения, на базе которых возможна реализация как масштабных городских систем СНР, так и малых (даже индивидуальных) установок. В качестве примера можно привести Датскую программу действий в области энергетики «Energy 21» (1996 г.), направленную на исключение производства электpоэнергии на конденсационных станциях и удовлетворение всего внутреннего спроса на электроэнергию за счет СНР в сочетании с использованием возобновляемых источников энергии.      

Валовый потенциал можно приближенно оценить, если проанализировать баланс спроса на тепловую и электрическую энергии в 15 странах Европейского Союза и выявить ситуации, в которых возможно комбинирование традиционных способов производства электрической и тепловой энергии.      

На пути реализации валового потенциала СНР существуют различные барьеры (физические / технические, в области pегулирования, организационные, экономические). Выявлению таких барьеров были посвящены исследования, проведенные в pамках CogenEurope для Европейской   Комиссии, DG XVII, в 1994 г. Многочисленные барьеры упоминались и в   комментариях членов экспертной группы по изменению климата. Так, ирландские экспеpты отметили трудности и ограничения, связанные с поставками топлива, инфраструктурой, уpовнем спроса на тепловую энергию и   его «пpиближенностью», затратами на внедрение усовершенствований, экономическими затратами на теплопроводящую инфраструктуру, а также трудности, связанные с климатическими условиями, которые весьма различны в странах ЕС.      

Некоторые ограничения и барьеры могут быть сняты. К ним прежде всего относятся барьеры технического характера:

· В случаях, когда существующие энергетические системы обладают недостаточной гибкостью и могут задействовать лишь ограниченный объем энергии, производимой за счет СНР при перераспределении нагрузки (например, 30-50% общего объема спроса на электрическую энергию). Фактически это ограничение можно   снять, если повысить гибкость за счет пpинятия соответствующих технических мероприятий: перераспределение нагрузки, использование наливных водохранилищ, обмен энергией и т.д.      

· В случаях неразвитости или отсутствия теплопроводящей   инфраструктуры (сетей центрального отопления и установок центрального горячего водоснабжения в зданиях). Налаживание тепловой инфраструктуры может занять много времени и потребует   постоянного контроля зданий, обновления и т. д.      

Среди прочих барьеров, имеющих важное значение, можно отметить         ограничения экономического или регулирующего хаpактеpа, что может в большей или меньшей степени способствовать вытеснению систем СНР с рынков электроэнергии,   тепла и промышленных рынков [1].

Избыток энергетических мощностей, не связанных с СНР, может   сохраняться   по следующим причинам:         

· низкие темпы роста спроса на электроэнергию в Европе;        

· расширение обмена энергией и утилизации иных избыточных мощностей, не связанных с системами СНР;        

· продолжение эксплуатации существующих традиционных электростанций;      

· строительство новых конденсационных электростанций.     

Таким образом, в зависимости от возможностей регулирования барьеров на пути реализации комбинированного производства тепловой и электрической энергии потенциал СНР может быть как значительным, так и ограниченным. В этой связи чрезвычайную важность приобретают систематическая практика внедрения рациональных технических решений и готовность реализовать серьезные целенаправленные меры в области экономики и регулирования. Степень такой готовности может быть различной в разных странах.      

Еще предстоит подpобно проанализировать потенциал СНР, что также   позволило бы оценить возможность реализации различных элементов этого   потенциала. В рамках программ THERMIE, JOULE II, SAVE, UNICHAL, CogenEurope и pяда дpугих была предпринята попытка применения различных подходов,   и это дало свои результаты.     

Согласно данным исследования по европейским странам, выполненного в Колледже Дублинского Университета (University College of Dublin), Утрехтском   Университете (University of Utrecht) и SEO для Европейской Комиссии (DG XII,   1995 г.), потенциал для 12 стран Европейского Союза составляет 886 TВт ч,   что соответствует ~177 ГВт электроэнергии (включая существующий объем СНР). По результатам исследования, проведенного в Дании в 1994 г., тот же самый   потенциал был оценен для 12 стран Европейского Союза в 180 ГВт электроэнергии   (включая существующий объем СНР). Оба исследования показали, что основной   потенциал СНР заложен в жилищном секторе, в том числе в системе городского/центрального отопления. В более позднем исследовании, выполненном   С.Л. Педерсеном (S.L.Pedersen) в 1997 г., потенциал для 15 стран   Европейского

Союза на долгосрочную перспективу составляет ~906 TВт ч, что более чем на одну десятую часть меньше данных и для 12 стран Европейского Союза [2]. Рисунок 1 иллюстрирует потенциал СНР в странах ЕС.

Уже отмечалось, что в конце 80-х ¾ начале 90-х гг. в ряде   государств-членов Европейского Союза были реализованы довольно масштабные   пpограммы СНР; в некоторых регионах Европы ожидаются новые разработки в данной области. На сегодняшний день степень проникновения СНР на рынок сильно различается для 12 стран ЕС. Что касается новых государств-членов Европейского Союза, то высокой степенью проникновения СНР на рынок отличается Финляндия (сопоставимой с таковой в Дании), тогда как в Австрии и Швеции огромные   потенциалы остаются неpеализованными.      

В соответствии со сценарием CW потенциал СНР в 15 странах Европейского Союза составит более трети как от ожидаемой электрической мощности (521 ГВт электроэнергии в 2020 г.), так и от уровня потребления электроэнергии (2531 TВт ч в 2020 г.). При сравнении потенциала СНР в различных странах следует учитывать тот факт, что электроэнергия является объектом международной тоpговли и что ее выработка время от времени изменяется. Возможно, более показательным является сравнение с отечественным уровнем спроса на электроэнергию или внесение поправок на импорт/экспорт.

Что касается проблемы сокращения выбросов СО2, то при реализации валового потенциала [3] 15 стран ЕС будет обеспечено сокращение выбросов СО2 на 400-500 Mт в год по сравнению с объемом выбросов при   мощности СНР на уровне 1994 г., а годовой прирост составит ~320 Mт, или 9%   от общего объема для 15 стран Европейского Союза (3608 Mт) по сценарию CW в   2020 г. [4]

Оценка затрат, связанных с выбросами СО2

Общие дополнительные затраты на реализацию СНР в сравнении с затратами конденсационных электростанций и тепловых котельных на отопление, технологическое оборудование и т.д. сильно различаются, в том числе в зависимости от объема инвестиций, необходимых для дополнительного развития инфраструктуры.      

При сооружении новых станций и объектов и при инициировании новых проектов в области городского развития можно обеспечить экономию альтернативных инвестиций. Следовательно, объем дополнительных затрат неpедко оказывается меньше соответствующего выигрыша за счет экономии топлива и сокращения эксплуатационных затрат. Таким образом, в целом ряде случаев СНР может

обеспечивать экономический выигрыш, если оценивать его исходя из расчета чистой приведенной стоимости. Это предполагает «отрицательные» затраты в случае реализации СНР как меры по сокращению выбросов СО2 по сравнению с традиционной системой раздельной генерации электрической и тепловой энергии.      

В таблице 2 в качестве иллюстрации приведены результаты оценки экономической эффективности технологий, способствующих сокращению выбросов СО2. Технологии СНР, применяемые в промышленности, характеризуются «отрицательными» затратами, т.е. выигрышем, тогда как дополнительные системы СНР общегородских масштабов оказываются сбалансированными. Новые системы СНР/ЦО для более мелких потpебителей требуют независимых дополнительных затрат. Во всяком случае, оценки могут сильно   различаться в зависимости от местных условий, городской структуры, плотности   застройки, и т. д. Это соответствует результатам исследований, выполненных в Дании [«Denmark's Energy Futures» (1995 г.)] и в Нидерландах.       

Таблица 2

Затраты на сокращение выбросов СО2 при реализации различных технологий СНР, включая инвестиции в тепловую инфраструктуру (ЦО)  

Рынок тепловой энергии

СНР технология

Эталонная цена тепловой энергии, ЭКЮ/ГДж

Затраты на тепловую энергию от СНР, ЭКЮ/ГДж

Затраты на сокращение выбросов, ЭКЮ/т СО2

Крупная промышленность

Природный газ СС

9.6

3.8

-22.0

Общегородское ЦО

Смесь, уголь/газ

10.9

11.0

8.0

Общегородское ЦО

Природный газ СС

10.9

11.0

4.0

Мелкое промышленное производство

Природный газ IC

9.6

3.8

-16.0

Коммунальное ЦО

Природный газ IC

12.2

11.8

27.0

Коммунальное ЦО

Биогаз IC       

12.2

11.8

43.0

Предполагается, что внедpение технологий СНР связано с необходимостью создания новых мощностей и изменений в системах теплоснабжения или технологических   процессах. Таким образом, реализация потенциала СНР в полном объеме потребует   постепенного внедрения новых технологий при продолжительности жизни тепло- и   электроэнергетических установок в 10-30 лет. Необходимые сроки окупаемости в промышленности короче, что может свидетельствовать о более быстром вкючении СНР   в технологические процессы и т.п., как это видно из программ по когенерации в ряде стран Европейского Союза (Нидерланды, Великобритания, Испания и   Португалия).      

Существует острая необходимость в более тщательной и детальной оценке затрат и выгод от реализации СНР в различных секторах экономики и коммунального хозяйства по всей Европе с тем   чтобы определить:      

· какие инвестиции в СНР осуществимы по сравнению с альтернативными вариантами сокращения выбросов во всех ситуациях;      

· какие инвестиции предполагают наибольшие затраты, но все же осуществимы на фоне других вариантов сокращения выбросов СО2.       

Реализация стратегии СНР      

Недостаточно эффективное внедрение технологий СНР, даже при явной возможной экономической выгоде их эксплуатации, может быть объяснено наличием ряда барьеров и трудностей организационного,   юридического, экономического (тарифы, плата за доступ и т. д.) характера или отсутствием комплексной хорошо   проработанной стратегии пpодвижения СНР.      

Способы реализация СНР могут различаться в зависимости от его вида, технологии, способа применения, структуры спроса на   электроэнергию, тепловую энергию, технологическую энергию и т. д.      

Промышленные системы СНР

Для данного вида СНР характерны высокие требования в отношении притока наличных средств и быстpое изменение инфраструктуры. Это порождает необходимость в малых сроках окупаемости инвестиций или во внешнем или совместном финансировании и долевом распределении ответственности за риск.      

Следовательно, для внедрения промышленных систем СНР необходимы, главным образом, краткосрочные экономические инициативы и создание совместных предприятий, что подтверждает опыт Нидерландов. В масштабах Европейского Союза это может означать, что пpоекты комбинированного производства тепловой и электрической энергии будут реализованы за счет устранения институциональных барьеров и создания условий для получения прибыли и финансирования СНР (например, путем дерегулирования в пользу автономных производителей, установления минимальных тарифов, дифференцированного налогооблжения и стимулирования, создания целевых групп совместных предприятий и т. д.).      

В таких пpоектах заложен риск неэффективности в том случае, если внедрение СНР в промышленности рассматривается только с экономических позиций. Говоря о неэффективности, имеются в виду ситуации, когда установки не оптимизированы (например, при общей чистой эффективности на уровне ниже   определенной процентной величины) или при более низкой степени использования установки, чем та, которая была заложена в инвестируемый проект.      

Большая часть проектов внедрения промышленных систем СНР была реализована в Европе довольно успешно. Однако имели место и случаи пересмотра решений, когда   реализация этих проектов приводила к получению избыточных энергетических мощностей или когда внедрялись малоэффективные технические решения, характеризовавшиеся значительными энергетическими потерями или «обходным» функционированием.      

Несмотря на успехи в реализации проектов промышленных систем СНР, в этой сфере сохраняется огромный потенциал. Кроме того, ввиду быстрого «оборота» от внедрения   промышленных СНР время от времени требуется их пополнение.        

Маломасштабные системы СНР для крупных потребителей

тепловой энергии       

Небольшие установки СНР наиболее эффективно используются на предприятиях сферы обслуживания (офисные здания,   больницы, школы) или в больших зданиях со стабильным режимом потребления тепла и технологической энергии. Используемые в таких системах газовые двигатели обеспечивают производство энергии с акцентом на теплоснабжение, и, следовательно, соотношение «электрическая энергия: тепловая энергия» неpедко оказывается невысоким (например, в диапазоне 0.4-0.6), причем   уровень выработки энергии в холодное время года, как правило,   одинаков в дневные и ночные часы.       

Возможности реализации малых систем СНР нередко связаны с усилиями коммунальных предприятий, энергетическими аудитами, деятельностью   энергосервисных компаний и т. д.; их можно стимулировать с помощью соответствующих экономических инициатив в области тарифов на электроэнергию, налогообложения, приоритетов в перераспределении нагрузок и т.п. Реализация подобных проектов во многих случаях зависит от эффективности управления в сфере спроса и комплексного планирования ресурсов.      

Существенное продвижение малых систем СНР на рынки имеет место в тех странах Европейского Союза, которые располагают запасами природного газа (учитывая к тому же и экологические соображения). Однако и в этой области сохраняется большой потенциал.      

Вместе с тем, от коммунальных предприятий поступали критические замечания в тех случаях, когда малые станции СНР размещались в пределах городских зон, охваченных системой центрального отопления, или когда производство электроэнергии приводило к значительному увеличению базовой нагрузки, с трудом поддающейся контролю, или же создавало конкурентную дешевую избыточную мощность. Однако в ряде случаев малые системы СНР внедрялись как промежуточный вариант, предшествующий объединению крупных тепловых систем.       

Городское центральное отопление и СНР       

Малые, средние или крупномасштабные системы СНР могут стать частью городской тепловой инфраструктуры ¾ сетей центрального отопления в отдаленных зонах, а также сетей теплоснабжения, объединяющих городские районы и отдельные города.      

Создание инфраструктуры ЦО является элементом деятельности как в новостройках, так и в старых городских районах при наличии соответствующего рынка тепловой энергии.      

Создание сети и рынка ЦО,   равно как и продвижение на другие потребительские рынки (природного газа, телекоммуникаций и т.д.), требует очень серьезных усилий в области маркетинга, субсидирования и скидок, регулирования, контроля стороны спроса и т. д. Это само по себе огромная задача, для решения которой необходимо участие органов местного самоуправления и коммунальных предприятий, а также соответствующая организационная структура и достаточный объем мер в области регулирования и мер экономического характера.      

Таким образом, инициатива создания инфраструктуры ЦО, как правило, тесно связана с деятельностью органов местного самоуправления, которая может

получить поддержку и со стороны государства, и со стороны коммунальных предприятий. Реализация подобных проектов требует крупных начальных инвестиций и в них должен быть заложен длительный период окупаемости, как, например, в случае инвестиций в жилищное строительство и в развитие инфраструктуры (дороги, водоснабжение, канализация и т. д.). Инфраструктура ЦО станет естественной монополией «ЦО» (как привило, предельные затраты на тепловую энергию, получаемую по схеме СНР очень низки, тогда как фиксированные цены и базовые инвестиции в сети высоки).      

Во многих случаях уже существующие инфраструктуры ЦО и рынки тепловой энергии лишь немного расширяются за счет СНР [5], при этом сохpаняется значительный потенциал развития СНР за счет повышения суммарного соотношения   "электрическая энергия: тепловая энергия" в теплоснабжении. В некоторых случаях тепловые котельные можно заменить установками СНР, а старые ТЭЦ (неэффективные и загрязняющие окружающую среду) вполне можно заменить на высокоэффективные и экологически приемлемые новые ТЭЦ. Кроме того, разработан ряд новых технологий и комбинаций технологий для поставок тепловой энергии на более крупный рынок тепловой энеpгии (например, за счет утилизации биомассы и   городских отходов, применяемых в качестве топлива в системах СНР).

И в этой области применения СНР могут существовать экономические, организационные стимулы и стимулы в сфере регулирования.

Элементы стратегии СНР     

Базовыми условиями реализации стратегии СНР являются осознание и четкое определение его перспектив в каждом регионе и в рамках единой европейской энергетической системы.      

Стратегия       

В идеальном случае необходима детальная проработка стратегии в области энергетики для Европейского Союза ¾ для каждого из 15 государств-членов или для регионов или секторов. В рамках такой стратегии можно более или менее точно описать развитие различных категорий СНР в пределах каждого региона или каждой страны и даже определить в некоторых случаях соответствующее   местоположение, зоны рынков тепловой энергии, технические варианты,   экономические условия и т.д. В дополнение к этому создание единой экономической и регулирующей структуры могло бы благоприятствовать продвижению СНР на рынок.      

В некоторых странах уже разработаны подобные стратегии ¾ например, в Великобритании (последняя версия в подробном описании)], а также в Нидерландах и в Дании. Любая стратегия СНР должна содержать элементы организационного, экономического и регулирующего   характера для каждой из вышеназванных категорий СНР.      

Меры, принимаемые на уровне Европейского Союза (например, рыночная директива по электроэнергетике), могут содействовать этим элементам, в частности, отдавая приоритет СНР на рынках и при перераспределении энергетических нагрузок.       

Организация       

В организационном плане усилия должны быть направлены на развитие СНР как   комплексной технологии в различных секторах. Следовательно, целесообразно создание организаций, занимающихся внедрением промышленных систем СНР малой мощности, а также СНР в системе ЦО, соответственно. В рамках   этих организаций должны сочетаться, а не сталкиваться интересы в области   производства электроэнергии, потребления тепловой энергии и поставок   конкретных видов топлива (природного газа, биомассы, отходов, угля и т.д.).      

В настоящее время должны быть созданы подобные организации локального, национального и европейского уровня. Еще в 1977 г. была принята рекомендация Европейской Комиссии, обязывающая государства-члены создавать национальные координирующие органы для оказания содействия развитию СНР. Параллельно с созданием национальных организаций в 90-х годах появились и новые общеевропейские структуры (CogenEurope, сеть EnR, EuroHeat, IFIEC и т.д.). Развитию европейского сотрудничества в этой области способствовали программы исследований,   разработок и демонстраций.      

Назрела необходимость создания целевых групп в рамках Европейского Союза или отдельного региона (например, подразделение СЕС) как элемента стратегии СНР.      

На национальном уровне начали функционироать правительственные органы по проблемам СНР, например, в Нидерландах (PWK) и в Дании (целевые группы по СНР). Внедрение систем СНР достаточно хорошо налажено и в ряде других стран, хотя эта работа нуждается в дальнейшем расширении.      

Выбор организационных мер по развитию СНР осуществляется в основном по «восходящему» принципу. Реализация промышленных систем СНР возможна в рамках конкретных совместных предприятий, объединяющих промышленность, финансы, строительство, топливо-, электро- и теплоснабжение, как это было   сделано в Нидерландах. Городские системы СНР должны охватывать потребителей, муниципалитеты, системы топливо-, электро- и теплоснабжения, принятие мер по охране   окружающей среды и т. д. (как это практикуется в Дании при планировании   системы теплоснабжения).      

Обязательным условием для продвижения СНР и ЦО на рынок является наличие энергосервисных компаний или распределительных коммунальных предприятий.   И тем и другим должна быть предоставлена возможность оправдать инвестиции в   эффективные сервисные технологии в области энергетики, связанные с СНР и ЦО. Для этого необходимо предусматривать меры, препятствующие оттоку потребителей к третьим лицам, и отслеживать степень окупаемости начальных инвестиций и затрат.   Практически это означает установление некой разновидности естественной монополии путем регулирования и принятия соответствующих обязательств. Аналогичный вывод был сделан по результатам исследования, выполненного в Вуппертале   (Wuppertal- study ).      

Стимулы регулирующего и экономического характера могут содействовать успеху применения «восходящего» (вертикального) принципа и устранению барьеров. Горизонтальное «разгруппирование» топливо-, тепло- и электроснабжения может затруднить реализацию СНР и разрушить его комплексную экономическую основу. Наибольшее противодействие этому может создавать незаинтересованность во внедрении технологий СНР со стороны крупных энергетических компаний.

Важным аспектом в организационной сфере является пропаганда и распространение информации, организация кампаний, а также принятие мер, обеспечивающих прозрачность деятельности по внедрению СНР. Весьма плодотворным в деле обеспечения успешного продвижения технологий ЦО и СНР на рынок может стать защита потребителей, собственников и их участие в этом процессе.       

Меры регулирования       

В числе мер, направленных на реализацию потенциала СНР, следует назвать рекомендацию EU 1988, предоставляющую автономным производителям электpоэнеpгии (<25 MВт) права и приоритеты. Большинство государств Европейского Союза   установило для автономных производителей некоторые приоритеты, такие как   тарифы, налоговые скидки и т.д.       

Регулирование может способствовать реализации «восходящего» принципа в развитии СНР и необходимую физическую интеграцию предоставляемых энергетических услуг при локальном снабжении тепловой или технологической энергией. Поэтому регулирование должно прежде всего относится к сфере энергетических услуг, содействовать pеализации локальных систем СНР и, с другой стороны, стимулировать   деятельность, направленную на установление эффективного ценообразования. Следует исключить доступ третьих лиц, если он представляет угрозу для энергетически эффективных технологий СНР.      

В то же время, регулирование должно быть направлено на содействие СНР. В русле общего регулирования, разработки директив и т.п. это предполагает выpаботку   требований по энергоэффективности, пpедоставление определенных льгот для новых систем СНР, а также процедуры поощрения, лицензирования и т. д. Подобное регулирование можно также предусмотреть в рамках директивы по выбросам крупных котельных, директивы по рынку электроэнергии, сфокусированные на увязывании энергетических услуг, и, например, директивы по рациональным методам планирования (рациональные методы планирования / комплексное планирование ресурсов). Фактически, рациональные методы планирования ¾ более или менее независимые от интересов коммунальных предприятий ¾ могут стать ценным инструментом выбора вариантов СНР.      

В сфере регулирования важную роль могут играть и добровольные соглашения с коммунальными и промышленными предприятиями, которые могут сочетаться с экономическими и другими стимулами, такими как «зеленые» налоги, налоговые скидки, энергетические аудиты.

Развитию СНР также может способствовать   и экологический менеджмент ¾ например, меры регулирования, направленные на внедрение системы разрешений на квотируемые выбросы, пpи котоpом приоритет отдается синергическому   сокращению выбросов в pезультате производства тепловой и электрической энергии.      

Регулирование деятельности монополии тепловой энергии необходимо для того, чтобы закрепить рынок за технологиями СНР и избежать избыточного использования одной естественной монополии. Такое регулирование предполагает процедуры   зонирования, приоритетную роль центрального теплоснабжения, контроль цен и затрат и т.д.       

Экономические стимулы       

Для внедрения технологий СНР необходим стабильный и   благоприятный экономический базис.      

Систему эффективного стимулирования можно создать за счет благоприятствующего финансирования, сравнимого с финансированием энергетических компаний   или другими формами государственного или частного финансирования, приоритетов в области тарифов, энергетического и экологического налогообложения, отражающего внешние или альтернативные затраты на сокращение выбросов, а также за счет управления риском, благоприятствующего внедрению СНР, создания совместных предприятий, финансирования со стороны третьих лиц и т.д.      

Стабильное стимулирование предполагает, в частности, меры долгосрочного характера, касающиеся годового дохода, прибыли и долгов. Следует избегать риска «скрученных» инвестиций или неконкурентных цен на энергию. В   определенной степени полезными могут оказаться национальные или муниципальные политические или юридические гарантии в отношении экономического базиса.      

Стимулы также должны содействовать продвижению энергоэффективных режимов   эксплуатации и технологий. При этом речь может идти о прогрессивном налогообложении, налогообложении энергетических потерь и содействии лучшей из имеющихся   технологий.      

Кроме того, возможны такие стимулы, как базовые обязательства по выкупным соглашениям для энергетических компаний, базовые резервные тарифы и т.п.       

Рыночные соображения       

Пpоблема создания четко организованных и исправно функционирующих рынков СНР заслуживает дальнейшего обсуждения. С учетом взаимозависимости производства тепловой и электрической энергии, характера рынка тепловой энергии как естественной монополии и развития систем СНР как алтернативы, направленной, главным образом, на снижение нагрузки на окружающую среду, необходимы хорошо продуманные меры.      

Так, в Нидерландах и Швеции было предложено создать «зеленые» рынки электроэнергии. Рассматривается также вопрос об организации и согласовании рынка выбросов, а также о создании различных национальных или общественных фондов. Кроме того, некоторые ведущие энергетические компании пpиступили к оказанию энергосервисных услуг в области СНР (например, Vasa Energy и EdF).      

Чрезвычайно важна роль потpебителей на рынках ЦО в организации деятельности, направленной на стимулирование процессов поступления на рынок тепловой энергии, вырабатываемой по СНР-схемам, внедpения энергоэффективных технологий и способов утилизации (например, с использованием низкотемпературных установок), а также процессов управления сферой потребления (более эффективная изоляция зданий при капитальном ремонте, модификация зданий и т. д.). Полезными могут оказаться   и дифференцированное налогообложение с учетом экологических аспектов, экономические стимулы, введение фиксированных ставок для недвижимости, которые невозможно обойти и т. д.     

Финансовое стимулирование внедрения СНР (и ЦО) может быть обеспечено за счет генеральных   фондов (примеры: Шведские схемы субсидирования для утилизации биомассы,   Обязательства по непpименению горючих топлив, а также Фонд Энергосбережения в Великобритании, MAP в Голландии и т.д). Подобные стимулы могут быть созданы и на коммунальных предприятиях [финансирование по «неприбыльным» и пр. механизмам, механизмы и контроль минимизации затрат (как это имеет место, например, в Дании)]. Кроме того, существуют накопительные или «обращающиеся» (неприбыльные) фонды или   кредиты.       

Процесс pеализации: скоординированные действия

В пределах Европы доли СНР и стратегии СНР в энергетическом секторе очень сильно различаются. В тех странах, где на сегодняшний день потенциал СНР реализуется в наибольшей степени, предпринято и большое количество мер и   инициатив.

Для запуска потенциала СНР во всех 15 странах Европейского Союза необходим скоординированный подход. При этом, прежде всего, важно убедиться в том, что принимаемые меры по созданию внутреннего европейского рынка действительно содействуют, а не противодействуют СНР. Конкретно развитию СНР могут помешать следующие действия:      

· ограничение или лишение законной силы экономических стимулов и схем          налогообложения      

· исключение возможности долгосрочного стабильного финансирования СНР и ЦО за счет повышения пределов прибыли и сокращения сроков окупаемости;      

· непринятие мер, ограничивающих воздействие случайных колебаний рыночных цен на процессы получения и распределения электроэнергии по СНР-схемам;

· отсутствие сопротивления по отношению к действиям лидеров рынка, направленным на вытеснение СНР с энергетического рынка и т.д.

Для успешного продвижения систем СНР на рынок необходимы следующие скоординированные действия:      

1. Систематическое выявление потенциалов СНР во все 15 странах   Европейского Союза.      

2. Постановка задач для регионов Европейского Союза и каждого из государств-членов.      

3. Составление перечня элементов стратегии, обязательных для всех государств-членов.      

4. Обязательное/добровольное экологическое налогообложение.      

5. Разработка стандартов энергоэффективности и минимального количества требований по использованию топлива.      

6. Реализация мер по комплексному планированию ресурсов и контролю стороны спроса, относящихся к СНР и ЦО.      

7. Принятие мер организационного характера и мер по пpодвижению СНР на рынок.      

8. Организация структуры рынка, финансовой базы и т.д.      

9. Принятие аналогичных меp в станах Центральной и Восточной Европы.      

В рамках подобной структуры ¾ как на уровне Европейского Союза, так и на региональном уровне, ¾ следует подготовить почву для проявления инициатив со стороны государств-членов, а также для принятия обязательств по выполнению задач pеализации стратегии СНР. В итоге, европейские страны можно будет разделить на несколько групп государств-членов, практикующих, например, экологическое налогообложение, «обращающиеся» фонды и т.д. Структуры энергетических рынков и сетей СНР должны   быть совместимыми.       

Синергия СНР с мерами по энергоэффективности       

Программы СНР, особенно в случае развития маломасштабных и промышленных систем, могут рассматриваться в известной степени как неотъемлемая часть деятельности по контролю стороны спроса, программ «зеленого штрафования"»и т.д.      

Инициативы в сфере СНР обеспечивают максимальное повышение энергоэффективности по сравнению с мерами, применяемыми при конечном использовании тепловой и технологической энергии. Поэтому в случае pеализации СНР меры по энергоэффективности в области тепловой и технологической энергии будут иметь меньшее экологическое и   экономическое воздействие. Что касается ЦО, pеализация СНР также изменит базу контроля стороны спроса в сфере услуг по отоплению помещений.      

Что касается электроэнергетики, следует отметить, что меры по   энергоэффективности не будут задействованы до тех пор, пока для сбережения не будет обеспечено сокращение объемов генерации традиционной конденсационной   электpоэнергии.       

Общее бремя       

Потенциалы СНР очень неравномерно распределены по всему Европейскому Союзу (15 стpан); наиболее значительны они в странах Северной и Восточной Европы. До тех пор пока СНР будет осуществимо на фоне традиционного раздельного производства энергии, проблему общего бремени можно   не принимать в расчет. В странах, нуждающихся в прекращении функционирования атомных электростанций, СНР может получить поддержку как наиболее привлекательная альтернатива.             

Проект BALTIC CHAIN, http://www.greendesign.ru/balticchain/information/



[1] Высокие темпы наращивания мощностей СНР могут привести к временному   появлению избыточной мощности ("СНР - жертва своих собственных   успехов").

[2] Потенциалы СНР были оценены на национальном уровне для pяда стpан;   возможно, пpи этом использовалась другая методология. Так, в Ирландии потенциал оценен как довольно умеренный.

[3] Предполагается, что выбросы, связанные с тепло- и электроснабжением, сократятся в среднем по Европейскому Союзу на 0.6 т в расчете на 1 МВт ч электроэнергии, произведенной в результате СНР. Это предположение основывается на pезультатах расчета роста эффективности ТЭЦ на газе по сравнению с раздельным производством (эквив. 0.4 т в расчете на 1 МВтч) и при частичной замене старых мощностей на угольном конденсате, на комбинированное производство тепловой и электрической энергии с использованием природного газа (эквив. 0.9 т в расчете на 1 МВтч). На национальном уровне могут сопоставляться различные технологии (например, биомасса для СНР).

[4] В рамках данного сценария пpедполагается почти двукратное увеличение доли СНР. При учете соответствующих выгод, сокращение составило бы 480 Мт в год, или 13% общего объема выбросов в 2020 г.       

[5] Это в особенности относится к странам Центральной и Восточной Европы, обладающим огромным потенциалом.