Портал по тригенерации, когенерации и мини-ТЭЦ

Роль стандартизации при продлении ресурса оборудования

Л.Н. Дудченко (НП «ИНВЭЛ»)

Выполнение работ по продлению жизненного цикла оборудования должно базироваться на комплекте нормативно-технических документов (НТД), учитывающем современный уровень развития техники и гармонизированных с международными стандартами.

С 1 июля 2003 г. введён в действие Федеральный закон (ФЗ) «О техническом регулировании», основные цели которого:

•     обеспечение безопасности жизни и здоровья людей и  окружающей среды;

•     защита имущества;

•     предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

•     упорядочение порядка разработки обязательных технических норм;

•     гармонизация нормативно-технических документов с международными;

•     снижение доли обязательной сертификации и возложение ответственности за безопасность продукции на производителя путём принятия декларации соответствия;

•     устранение необоснованных технических и административных препятствий в развитии предпринимательства.

В законе дано понятие о техническом регулировании – как о правовом регулировании отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, а также в области оценки соответствия.

Отметим три основных недостатка, присущих старой (ГОСТовской) системе НТД.

1. Многие документы носили ведомственный характер (СНиПы, ВСН, РСН, технические условия, своды правил в строительстве; ПУЭ в энергетике и пр.). Теперь согласно закону «О техническом регулировании» – это общегосударственная система, построенная на единых требованиях.

2. Часть документов утверждалась в соответствующих ведомствах, зачастую без учёта требований других участников единого процесса производства. Сегодня технические регламенты едины для всех и обязательны к исполнению. В то же время для снижения давления административного аппарата государства на производство установлено, что стандарты (национальные и стандарты организаций) носят добровольный характер.

3. Значительная часть действующих российских стандартов не гармонизирована с международными стандартами (уровень гармонизации около 20 %). Это отрицательно влияет на вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и на конкурентоспособность российских товаров на зарубежных рынках.

Изложенные в законе принципы технического регулирования основываются на трех фундаментах: технические регламенты, стандарты и принципы подтверждения соответствия.

Технический регламент – документ, принятый в формах ФЗ, Указами Президента РФ или Постановлениями Правительства РФ и устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Технические регламенты принимаются в целях:

•     защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридичес-ких лиц, государственного или муниципального имущества;

•     охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

•     предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технические регламенты подразделяются на общие и специальные. Специальные устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, которые не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

Стандарты подразделяются на национальные и стандарты организаций. Утверждает национальный стандарт – Национальный орган Российской Федерации по стандартизации. Стандарты организаций могут утверждаться ими самостоятельно.

Специфика стандартов в том, что они устанавливают «правила поведения», но при этом являются рекомендацией, используемой на добровольной основе. Тем не менее предприятия, работающие в каком-то сегменте рынка, вынуждены придерживаться определённых правил (т. е. стандартов), действующих на этом рынке. Если производитель продукции не принимает какой-то стандарт, то он обязан доказать, что его продукция не хуже требований данного стандарта. Добровольность применения означает, что может быть предоставлено и иное подтверждение соответствия данному стандарту.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия продукции (процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ и услуг) требованиям технических регламентов осуществляется в двух формах: принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации.

Планируется поэтапный порядок принятия технических регламентов и национальных стандартов. Согласно ФЗ «О техническом регулировании» все необходимые для нормального функционирования экономики России технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет, т. е. до 2010 г. Всего в РФ надо разработать примерно 2000 документов (в том числе около 400 технических регламентов). Так, в электроэнергетике необходимо переработать 1761  существующих ныне НТД по схеме:

•     оставить как есть;

•     принять за основу и переработать;

•     ликвидировать (те из них, которые потеряли актуальность).

Кроме того, в электроэнергетике за этот период предстоит принять 20 технических регламентов. В связи с чем уже на 2004 г. планируется разработать пять технических регламентов:

один общий («О безопасности машин и оборудования»); четыре специальных, из которых: два процессных («Об обеспечении надёжного и безопасного функционирования объектов электроэнергетики» и «Обеспечение надёжного и безопасного функционирования энергетических систем») и два по оборудованию («О безопасности оборудования, работающего под давлением» и «Высоковольтное оборудование»).

Для работ по продлению жизненного цикла оборудования наиболее важны три технических регламента (общий и два специальных по оборудованию).

Стандартизация основывается на двухуровневом принципе. Верхний уровень –это технические регламенты, каждый из которых поддерживается своим пакетом национальных стандартов, составляющих второй уровень. Связано это с тем, что в технических регламентах как в документах, имеющих правовой статус федерального закона (Указа Президента РФ, Постановления правительства РФ), прописываются общие принципы обеспечения безопасности (из-за сложности процедуры внесения в них изменений и дополнений), а уже в национальных стандартах конкретизируются в цифрах различные условия, методы и принципы.

Например, общий технический регламент «О безопасности машин и оборудования» будет поддерживаться пакетом из 29 национальных стандартов, технический регламент «О безопасности оборудования, работающего под давлением» – 39,
а технический регламент «Обеспечение надёжного и безопасного функционирования энергетических систем» – 34.

В настоящее время в ОАО «РАО “ЕЭС России”» по договору с институтом
ВНИИНМАШ (ГОССТАНДАРТа) ведётся разработка следующих документов:

·     программы разработки технических регламентов (утверждаемой правительством РФ);

·     программы разработки национальных стандартов (утверждаемой ГОССТАНДАРТом);

·     перечня национальных стандартов, поддерживающих технические регламенты (публикуемого в печатном органе Федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию).

Между Госстандартом и ОАО «РАО “ЕЭС России”» подписано соглашение, по которому Некоммерческая организация «Инновации в электроэнергетике» уполномочена координировать деятельность организаций ОАО «РАО “ЕЭС России”» в области технического регулирования, в том числе по сертификации. Для реализации этого Соглашения уже приняты соответствующие решения Правления ОАО «РАО “ЕЭС России“».

Определено, что сотрудничество будет осуществляться в сферах:

Ø     совершенствования нормативной правовой базы технического регули-
          рования;

Ø     разработки и внедрения национальных стандартов и стандартов 
          организаций, гармонизированных с международными стандартами;

Ø     совершенствования деятельности по аккредитации и сертификации
          организаций;

Ø     совершенствования деятельности по подтверждению соответствия про-
          дукции (процессов, работ, услуг), в том числе сертификации;

Ø     формирования и обмена информационными ресурсами.

Одно из важнейших направлений технического регулирования – это решение задач подтверждения соответствия, среди которых:

·     предупреждение и пресечение случаев закупки некачественной, некомплектной, фальсифицированной и потенциально опасной продукции (услуг);

·     создание предпосылок для бесперебойной и безаварийной работы объектов электроэнергетики;

·     обеспечение рационального использования ресурсов на приобретение товаров и услуг;

·     содействие проведению единой технической политики при создании, модернизации и эксплуатации объектов электроэнергетики;

·     анализ и систематизация требований заказчиков к продукции и услугам с
целью разработки стандартов предприятий.

Насколько важны предстоящие работы по обязательному подтверждению соответствия и каковы их объёмы? По данным Госстандарта, доля продукции, подлежащей обязательной сертификации, т. е. подтверждение её соответствия техническим регламентам, составляет: в машиностроении 81, в приборостроении 63, в электротехнике 72 %. Таким образом, значительной части продукции, поставляемой в электроэнергетику, подлежит пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия либо через декларирование соответствия, либо через обязательную сертификацию. В результате любая продукция должна получить знак обращения на рынке, введенный соответствующим постановлением Правительства РФ в ноябре 2003 г.

НП «ИНВЭЛ», которому ОАО «РАО “ЕЭС России”» поручило координировать в электроэнергетике деятельность по техническому регулированию, включая вопросы сертификации, – это Некоммерческое партнёрство «Инновации в электроэнергетике» с общим количеством участников 42, в том числе: ОАО «РАО “ЕЭС России”», СО-ЦДУ, 22 АО-энерго, 14 АО-станций, а также
4 компании, не входящие в РАО «ЕЭС России» (НПО «Унихимтек»,Таганрогский котельный завод, «НПО Сатурн» – Рыбинские моторы, Группа предприятий «Метран»).

В международной сфере НП «ИНВЭЛ» сотрудничает с добровольной ассоциацией производителей энергии (Германия) – VGB, Канадской электроэнергетической ассоциацией (CEA TI) и Электроэнергетическим союзом стран СНГ.

Цель Некоммерческого партнёрства «Инновации в электроэнергетике» состоит в повышении эффективности производства участников партнерства через консолидацию их финансовых средств, направляемых на НИОКР и разработку стандартов.

Организация работы Некоммерческого партнёрства состоит в представлении площадки (в виде технических комитетов), на которой заинтересованные заказчики, добровольно объединяясь в пулы, формируют долевое финансирование НИОКР и разработки стандартов, тем самым снижая затраты и риски на каждого участника пула.

В НП «ИНВЭЛ» работает 11 технических комитетов по актуальным направлениям электроэнергетики:

·     Повышение надежности и экономичности теплоэнергетического оборудования

·     Усовершенствование электрооборудования электрических сетей, электростанций и подстанций

·     Гидроэнергетика, энергетические сооружения и строительные конструкции

·     Разработка и усовершенствование нормативно-технической документации

·     Управление жизненным циклом энергетического оборудования, техническая диагностика

·     Системы управления технологическими процессами в электроэнергетике

·     Автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии

·     Энергоэффективность и нетрадиционные источники энергии

·     Надежность в электроэнергетике

·     Тарифное регулирование и управление бизнесом

·     Стратегия развития и реструктуризация