Портал по тригенерации, когенерации и мини-ТЭЦ

Доклад участника Общероссийского совещания по проблемам теплоснабжения

г.Москва, Министерство энергетики РФ, 22-23 мая, 2003 г. (печатается с сокращениями)

И.В.Леонов, Заместитель Министра энергетики РФ

 

ТЭК в течение 2000-2002 гг. выполнил поставленную Правительством Российской Федерации задачу увеличения производства первичных ТЭР, что позволило стабилизировать состояние и обеспечить прогнозируемый рост отечественной экономики. Вместе с тем в ТЭК страны сохранился целый ряд нерешенных проблем:

■     высокая степень износа основных фондов;

■     недостаточный уровень капитальных вложений;

■     деформированные ценовые соотношения между взаимозаменяемыми энергоресурсами;

■     значительные размеры неплатежей со стороны потребителей ТЭР;

■     резкое ухудшение состояния сырьевой базы комплекса как в количественном, так и в качественном отношениях;

■     незрелая рыночная инфраструктура и отсутствие цивилизованного конкурентного энергетического рынка;

■     недостаточная эффективность управления госсобственностью в отраслях ТЭК (при ограниченной роли Минэнерго России);

■     высокая зависимость нефтегазового сектора России и, как следствие, доходов государства от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка;

■     перебои с топливо- и теплоснабжением в целом ряде критических регионов России.

Проблема обеспечения надежного и устойчивого теплоснабжения потребителей, прежде всего населения, при прохождении осенне-зимнего периода имеет ярко выраженную социальную направленность и предопределяет рассмотрение при ее решении взаимодействия секторов теплоснабжения ТЭК и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Теплоснабжение такой северной страны, как Россия, должно относиться к числу важнейших приоритетов. Причем основная задача государства - не контроль за теплоснабжением каждого поселка и района, а создание системы, обеспечивающей координированную работу различных государственных и частных организаций в интересах потребителей. После создания указанной системы за государством должна остаться разработка стратегических направлений развития отрасли, анализ возможных проблем и

поиск возможных путей их решения, государственный надзор.

На сегодняшний день в стране нет закона о теплоснабжении. В принятом 26 марта 2003 г. законе «Об электроэнергетике» (№ 35-ФЗ) вопросы теплоснабжения практически не прописаны, не разработана Государственная концепция развития теплоснабжения (в т.ч. и в коммунальной энергетике), нет генеральных схем развития теплоснабжения, часто нет истинной картины систем и сетей теплоснабжения городов и населенных пунктов, и т.д.

Министерство энергетики Российской Федерации в рамках НИОКРовских работ выполнило проработку основных направлений концепции развития теплоснабжения в стране. Материалы Основных направлений в рабочем порядке были переданы в Аппарат Правительства Российской Федерации.

По нашему мнению главными задачами концепции развития теплоснабжения в России, включая коммунальную энергетику, на среднесрочную перспективу являются:

■     сбор и анализ оперативной информации о техническом состоянии, эффективности и надежности функционирования системы теплоснабжения страны с разбивкой по федеральным округам;

■     оценка общего состояния теплоснабжения в России и определение приоритетных направлений его совершенствования;

■     формирование концептуальных положений повышения эффективности систем теплоснабжения страны в области законодательного, нормативно-правового, управленческого, финансово-экономического и организационно-технического обеспечения.

Большинство крупных источников тепла в России - это ТЭЦ общего пользования, которые входят в состав региональных акционерных обществ энергетики и электрификации (АО-Энерго), а последние в свою очередь входят в холдинг РАО «ЕЭС России». Кроме указанных источников тепла в городах работает много промышленных ТЭЦ и котельных, которые входят в состав промышленных предприятий и снабжают тепловой и электрической энергией, прежде всего, предприятие - собственника ТЭЦ (котельной) и прилегающие к нему жилые районы, где, как правило, проживают работники этих предприятий.

Около 600 млн Гкал тепла в год производят 68 тыс. коммунальных котельных. Причем, чем крупнее город (более 100 тыс. чел.), тем, как правило, мощнее и системы централизованного теплоснабжения. В большинстве крупных городов централизованным теплоснабжением обеспечено до 70-95 % жилого фонда.

Индивидуальные котельные, встроенные в здания или пристроенные к отапливаемым зданиям, обычно являются собственностью тех, кому принадлежат указанные здания. Кроме таких котельных в последнее время в России появились индивидуальные котельные, которые монтируются на крышах зданий.

Крупные теплофикационные системы на базе ТЭЦ общего пользования построены и функционируют в основном в городах с расчетной тепловой нагрузкой (спросом на тепловую мощность) - более 500 Гкал/ч (580 МВт (тепловых)). Их доля в суммарной тепловой мощности всех источников тепла составляет около 70%.

Системы централизованного теплоснабжения обеспечивают около 75% всех потребителей тепла в России, включая сельские населенные пункты. При этом около 35% потребности в тепловой энергии обеспечивают теплофикационные системы, т. е. системы, в которых источниками тепла служат ТЭЦ различной мощности.

В общей сложности крупными теплофикационными системами вырабатывается около 1,5 млрд Гкал в год, из них 47,5% на твердом топливе, 40,7% - на газе и 11,8% - на жидком топливе.

Объемы производства тепловой энергии имеют тенденцию к росту примерно на 2,5-3,0 % в год.

На теплоснабжение в энергетическом комплексе расходуется в среднем в год около 400 млн т у.т., что составляет около трети топлива, расходуемого в стране. В холодные годы потребность в топливе возрастает еще на 30-40 млн ту.т.

Необоснованное удорожание тепла, отпускаемого от ТЭЦ, привело к тому, что в настоящее время сложилась устойчивая тенденция сооружения промышленными предприятиями собственных котельных и отказа от тепловой энергии крупных теплоисточников.

За 1990-2000 гг. при общем снижении отпуска тепла от ТЭЦ на 252 млн Гкал (34 %) отпуск тепла от собственных источников теплоснабжения предприятий(как правило, от котельных)возрос на 52 млн Гкал. За 1996-1999 гг. отпуск теплоэнергии из производственных отборов турбоагрегатов уменьшился на 28 млн Гкал (14%).

Тепловые электростанции по-прежнему являются и будут являться основным генерирующим источником в стране. Поэтому технический уровень основного оборудования ТЭС (котлы, турбины, паропроводы) будет в значительной степени определять эффективность энергоснабжения потребителей.

Надежное, полнообъемное энергообеспечение потребителей, эффективность энергопроизводства предопределяется состоянием основных производственных фондов.

Учитывая, что основной ввод энергетических мощностей был осуществлен в 1960-70 гг., в последние годы в электроэнергетике России неуклонно обостряется проблема физического и морального старения оборудования электростанций, тепловых и электрических сетей.

Степень физического износа оборудования характеризуется составом оборудования ТЭС, по возрастным группам на 2002 г. ориентировочно составляет: от 5 до 20 лет - 35 %; от 20 до 30 лет - 35 %; от 30 до 50 лет - 30 %.

Срок эксплуатации основного оборудования ТЭС является важнейшим фактором, характеризующим техническое состояние основного оборудования, а значит и степень актуальности тех-перевооружения ТЭС.

Анализ современного технического состояния муниципальных и ведомственных котельных - источников тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения России - приводит к следующим выводам.

1.   Основное оборудование источников, как правило, имеет высокую степень износа. Фактический срок службы значительной части оборудования котельных больше предусмотренного технической документацией. Это оборудование физически и морально устарело и существенно уступает по экономичности современным образцам. Причина такого положения состоит в отсутствии средств у собственника или эксплуатирующей организации для замены оборудования на современное.

2.   Значительная доля котельных не оснащена в достаточной степени приборами учета потребляемых ресурсов (произведенной и отпущенной тепловой энергии и теплоносителей), средствами автоматического управления технологическими процессами и режимом отпуска продукции. Это приводит к невысокой экономичности даже неизношенного оборудования, находящегося в хорошем техническом состоянии. У собственника или у эксплуатирующей организации отсутствуют действенные стимулы для улучшения эффективности работы оборудования.

3.   Установленная суммарная тепловая мощность источников в городах и поселках городского типа существенно выше присоединенной тепловой нагрузки. Это позволяет по мере возможности удовлетворять потребности населения в тепловой энергии и горячей воде. Однако эти возможности с каждым годом становятся все меньше.

4.   Источники тепловой энергии в системах теплоснабжения могут быть в достаточной степени обеспечены топливом. Нехватка топлива в отдельных системах является следствием причин, лежащих в сфере организации взаимоотношений между участниками процессов теплоснабжения и теплопотребления, а также в сфере управления этими процессами.

5.   Вопросы, связанные с техническим состоянием источников, становятся объектом пристального внимания на всех уровнях управления только в период подготовки к очередному отопительному сезону. Необходима разработка схем развития систем теплоснабжения .

6.   Тепловая нагрузка предприятий АО-Энерго, как правило, существенно ниже располагаемой ими тепловой мощности и имеющейся присоединенной нагрузки. Экономичность же этих источников, как правило, существенно выше, чем муниципальных и ведомственных котельных. Очевидно, что перевод нагрузки муниципальных и ведомственных котельных на теплоснабжение от предприятий АО-Энерго мог бы способствовать снижению расхода топлива в системе и снижению тарифа на тепловую энергию. К такому же результату привел бы перевод менее экономичных источников в режим пиковых, а более экономичных источников - в режим базовых. Однако, в настоящее время неэкономичные муниципальные и ведомственные котельные, как правило, являются основными источниками тепла в изолированных системах теплоснабжения. Тепловые сети таких источников обычно не связаны с тепловыми сетями предприятий АО-Энерго, что делает невозможной реализацию изложенных выше соображений.

Согласно сводным данным по объектам теплоснабжения 89 регионов Российской Федерации, суммарная протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет около 183,3 тыс. км. Средний процесс износа оценивается в 60-70%.

Средний возраст тепловых сетей по стране год от года повышается в связи с тем, что объем замены обветшалых трубопроводов крайне низок, и мы это наблюдаем из года в год в ходе подготовки к очередному ОЗП. В связи с этим удельная повреждаемость теплопроводов в настоящее время выросла до 200 зарегистрированных повреждений в год на 100 км тепловых сетей. По экспертной оценке не менее 15 % тепловых сетей требуют безотлагательной замены.

Чтобы прервать процесс старения тепловых сетей и оставить их средний возраст на существующем сейчас уровне, необходимо ежегодно перекладывать порядка 4% трубопроводов, что составляет около 7300 км сетей в двухтрубном исчислении. Это потребует выделения примерно 40 млрд руб. в год в текущих ценах. Если производить замену изношенных труб трубами в пенополиуретановой изоляции, ежегодные тепловые потери будут снижены на величину около 15 млн Гкал/год. Для приведения системы транспорта теплоносителя в надежное состояние необходимо капитально отремонтировать или построить заново 150 тыс. км теплотрасс в двухтрубном исчислении. Капиталовложения в реализацию этого мероприятия ориентировочно составляют 792 млрд руб. в текущих ценах.

Конечными потребителями тепловой энергии в муниципальном секторе являются в основном население, проживающее в многоквартирных зданиях, и организации бюджетной сферы. В числе последних - федеральные потребители: войсковые части, учреждения образования, исправительные учреждения, прокуратура и др., а также муниципальные и субфедеральные потребители: школы, больницы, детские сады и т. п. Основной проблемой данной составляющей систем теплоснабжения страны являются расточительное использование тепловой энергии в установках отопления и горячего водоснабжения.

Главные причины этого состоят в следующем.

■     Ухудшение теплотехнических характеристик наружных ограждений зданий муниципального фонда вследствие их старения и обветшания, низкого качества строительства жилого фонда.

■     Уменьшение эффективной поверхности нагрева отопительных приборов вследствие заноса продуктами коррозии из-за неудовлетворительной эксплуатации.

■     Расточительный режим пользования горячей водой и утечки горячей воды из неплотной водоразборной арматуры в системах горячего водоснабжения зданий.

■     Потери тепловой энергии через стенки неизолированных стояков и разводящих трубопроводов в системах горячего водоснабжения зданий.

■     Нарушение гидравлического режима систем теплоснабжения вследствие самовольного изъятия жильцами устройств, ограничивающих расход теплоносителя в тепловых пунктах.

Другой круг проблем в системах теплопотребления связан со старением теплообменного и насосного оборудования ЦТП и ИТП и высокой повреждаемостью распределительных тепловых сетей, в особенности сетей горячего водоснабжения между ЦТП и присоединенными к ним зданиями.

Приведение в штатное состояние зданий, их внутренних и наружных сетей, теплообменного и насосного оборудования может и должно проводиться одновременно с обеспечением энергосберегающих мероприятий в системах отопления и горячего водоснабжения, направленных на энергосбережение. В их числе - монтаж узлов учета тепловой энергии и теплоносителей на реконструируемых и вновь сооружаемых ИТП и ЦТП, а также систем автоматизированного управления тепловым режимом отапливаемых зданий, включая системы ГВС.

Особенностью городских систем теплоснабжения является то, что тепловая энергия по пути от источника до конечного потребителя проходит через руки нескольких перепродавцов, что приводит к существенному удорожанию при получении конечным потребителем.

Взаимоотношения между сторонами процесса «производство - потребление тепла» нуждаются в оптимизации.

Необходимо также решать вопросы об эффективной форме взаимоотношений между поставщиками тепловой энергии и ее потребителями, при которой теплоснабжающие организации будут экономически заинтересованы в увеличении объемов продаж тепловой энергии (горячей воды) и одновременно будут стремиться снижать собственные затраты на производство и передачу тепловой энергии с целью увеличения своей прибыли, а конечные потребители тепловой энергии (горячей воды) будут стремиться сокращать объемы потребления и платить только за то, что они получили (купили) у теплоснабжающей организации. При этом важно, какая форма взаимоотношений (договоров) выбрана потребителем.

Регулирование тарифов на тепловую энергию от ТЭЦ общего пользования и от ТЭС федерального уровня производится на основе решений органов государственного регулирования на федеральном уровне.

Затраты муниципальных предприятий по распределению тепловой энергии, покупаемой у АО-Энерго и у других независимых производителей, рассматриваются и утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти - регуляторами.

Тарифы на оказание услуг по теплоснабжению на местном уровне в настоящее время пока определяются муниципальными органами власти.

Таким образом, проблемы регулирования тарифов (цен) в секторе муниципального теплоснабжения должны решаться с учетом требований федерального, региональных и местных законодательств. Исключение составляют случаи, когда и источники тепла, и тепловые сети являются муниципальной собственностью. Однако такие случаи имеют место в основном в малых городах. Большую же долю тепловых нагрузок (более 60 %) обеспечивают городские системы централизованного теплоснабжения, где муниципалитет является собственником только части централизованных систем, хотя и несет ответственность за теплоснабжение города в целом.

Когда источником тепла является ТЭЦ, требуется распределять расход топлива между электрической и тепловой энергией. Применение для решения этой задачи методов, основанных на законах термодинамики без учета особенностей рынка, как делается до настоящего времени, часто приводит к тому, что производство тепловой энергии на ТЭЦ становится неконкурентоспособным. Кроме этого под давлением местных органов власти осуществляется перекрестное субсидирование: снижаются тарифы для жилищно-коммунального сектора и соответственно повышаются тарифы для промышленных и приравненных к ним потребителей тепла. Это приводит к тому, что промышленные потребители отказываются покупать тепловую энергию, вырабатываемую на ТЭЦ общего пользования. А это в свою очередь влечет за собой увеличение расходов топлива на ТЭЦ на выработку и электрической, и тепловой энергии и рост тарифов.

При этом тарифы не всегда отражают реально необходимые затраты на теплоснабжение, т.к. в них не закладываются истинные КПД котельных и потери в тепловых сетях. Себестоимость часто завышена, фактические нагрузки ниже договорных. В таких условиях некоторые теплоснабжающие организации годами отпускают тепловую энергию по тарифу ниже себестоимости.

Из-за несовершенства расчетов во многих городах тарифы на тепловую энергию, произведенную на ТЭЦ, близки к тарифам на тепловую энергию от газовых котельных или даже выше их. Это приводит к массовому отказу промышленных предприятий, имеющих возможность строительства или эксплуатации собственных газовых котельных, от покупки тепла в теплофикационных системах. Этому также способствует перекрестное субсидирование жилого сектора за счет более высоких тарифов для остальных потребителей. Снижение отпуска тепла от ТЭЦ естественно приводит к увеличению общих удельных затрат на производство тепловой энергии в руб./Гкал и к снижению их конкурентоспособности. Возникшие сложности в системах централизованного теплоснабжения стали причиной строительства крышных и других индивидуальных котельных для жилых домов.

Необходимо определить истинные потери тепла в котельных и тепловых сетях, учитывать их в тарифах и разработать экономический механизм для стимулирования их снижения.

Должна быть прекращена практика применения усредненных тарифов по оплате услуг по отоплению и горячему водоснабжению для жителей. Оплата за эти виды услуг должна определяться тепловой энергией и количеством теплоносителя, потребленными каждым зданием.

В каждом доме должны быть установлены счетчики тепловой энергии и теплоносителя, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между теплоснабжающим предприятием и организацией, обеспечивающей поддержание в квартирах теплового комфорта. Эта схема должна быть принята как обязательная как при новом строительстве, так и при капитальном ремонте жилых зданий. Очевидно, что в новых условиях потребители становятся заинтересованными в энергосбережении.

Существующая система теплоснабжения не решает проблему снижения и ликвидации сверхнормативных потерь тепловой энергии. Стоимость потерь, согласно действующему антимонопольному законодательству, нельзя включать в тариф. Для предприятий АО-Энерго и ведомственных источников эти потери должны относиться на убытки от хозяйственной деятельности. Сверхнормативные теплопотери муниципальных источников должны компенсироваться местным бюджетом. Однако, из-за непроплаты администрациями дотации по жилому сектору, многочисленных льгот на оплату тепла (67 льгот) и, соответственно, отсутствия средств на своевременное обновление и ремонт оборудования, сверхнормативные потери не снижаются.

Большинство котельных находится в муниципальной собственности, собственности субъектов федерации (областной и республиканской), а также в федеральной собственности (госпредприятия; система МПС, МВД, МО, Министерства юстиции, ФСБ и т.п.). Тепловые сети, в том числе и значительная часть тепловых сетей от акционированных и частных источников, находится в муниципальной собственности. Во многих регионах идет процесс приватизации муниципальных теплоснабжающих предприятий, причем в частную или акционерную собственность переходят только производственные базы, административные здания, техника, а котельные, тепловые пункты и сети остаются в муниципальной собственности.

Изменения последних лет не привели к появлению собственников, способных инвестировать свой капитал в систему муниципального теплоснабжения.

За последние годы отрасль производства и транспорта тепла во многих городах продолжала оставаться на низком уровне, а рынок услуг по обеспечению комфорта в жилых помещениях даже не сформировался.

Одна из причин такого положения - отсутствие в государстве органа управления, ответственного за теплоснабжение. Искусственное разделение теплоэнергетики на «большую» и коммунальную, с соответствующим разделением функций между министерствами и ведомствами, привело к тому, что за решение общей проблемы не отвечает никто.

Очевидно, что на правительственном уровне должны быть решены следующие задачи:

1.         Принятие постановлений (распоряжений)Правительства Российской Федерации:

■     О разработке концепции развития теплоснабжения России на среднесрочную перспективу. Отв. Минэнерго России, Госстрой России, Минэкономразвития России.

■     Об организации мониторинга прохождения отопительного сезона на объектах ЖКХ. Отв. Госстрой России, Минэнерго России, Госгортехнадзор России, МЧС России.

■     О разработке проекта Федерального закона «О теплоснабжении». Отв. Минэкономразвития России, Минэнерго России, Госстрой России.

■     О проведении ревизии и разработке генпланов теплоснабжения городов и населенных пунктов. Отв. Госстрой России, Минэнерго России.

■     Об утверждении Инструкции по оценке готовности и паспортизации электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период. Отв. Минэнерго России, Госстрой России, Госгортехнадзор России.

2.         Указание о разработке типовых положений:

■     «О схемах теплоснабжения городов и населенных пунктов». Отв. Госстрой России, Минэнерго России.

■     «О повышении ресурса и энергоэффективности действующего оборудования систем теплоснабжения». Отв. Госстрой России, Минэнерго России.