Портал по тригенерации, когенерации и мини-ТЭЦ
Основные принципы реформирования систем теплоснабжения

Основные принципы реформирования систем теплоснабжения

 

В. Г. Семенов, главный редактор «НТ»

 

Проблема обеспечения надежного, качественного теплоснабжения в России постепенно превращается в политическую. Замерзающие граждане страны справедливо увязывают холод в собственной квартире с неспособностью властей организовать нормальную работу коммунальных служб и возмущаются уже не столько стоимостью услуг, а тем, что удорожание не приводит к улучшению качества. Если на рынке за свои деньги нельзя купить качественный товар или услугу, значит это не рынок, а отлаженная система сбора денег с населения и выкачивания их из бюджета, в которой не высокое качество определяет высокую стоимость, а наоборот, низкое качество служит обоснованием повышения платежей.

«Социалистическая» модель управления теплоснабжением, перешедшая в капитализм, при отсутствии плановых ограничений превратилась в систему, способную успешно переварить любой объем финансовых средств под лозунгами недофинансирования, критического износа оборудования, социальной напряженности и т.д.

Давать в такую систему дополнительные деньги - только укреплять ее в желании получить еще больше.

Чтобы понять, как функционирует система, необходимо рассмотреть интересы основных действующих лиц и влияние на нее основных факторов.

Жители хотят по доступной цене получить приемлемые условия для жизни, включая тепловой комфорт в квартирах.

Не понимают, за что платят 3 вида платежей:

     за горячую воду, хотя обычно это платеж только за нагрев воды;

     за отопление, хотя это опять же не плата за тепловой комфорт в каждой комнате, а доля от тепла, потребляемого домом, по показаниям приборов учета, либо рассчитанная по нормативам;

     эксплуатационные расходы, в состав которых входят затраты на обслуживание внутридомовых систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения.

Жители не имеют ни договоров, ни даже перечня услуг, на которые они могли бы рассчитывать за свои деньги. Фактически, эти платежи собираются как налоги, с соответствующим обеспечением качества услуг по типу бесплатного здравоохранения.

Организации, эксплуатирующие жилые дома, согласно правилам эксплуатации жилищного фонда, должны постоянно заниматься наладкой внутридомовых систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения, не допускать установку в квартирах отопительных радиаторов большей мощности, осуществлять мероприятия по энергосбережению. Фактически же, не неся экономической ответственности перед жителями и не имея никаких экономических стимулов к энергосбережению, заинтересованы в максимальной примитивности технических систем зданий для снижения своих затрат на их эксплуатацию.

Любые попытки установки качественного энергосберегающего оборудования приводят, в отсутствии надлежащего обслуживания, к быстрому выходу его из строя.

Жалобы жителей оправдываются некачественной работой предприятий тепловых сетей. С ними заключены договора, но платежи в теплоснабжающие предприятия идут напрямую от жителей, т.е. при отсутствии экономических рычагов воздействия на продавца отношения фактически договорными не являются.

Теплоснабжающие предприятия, получая оплату непосредственно от жителей, ответственности перед ними не несут, т.к. внутренними системами зданий не занимаются и, согласно договорам с жилищно-эксплуатационными организациями, отвечают за поставку в дома оговоренного количества единиц тепла только при условии полной оплаты всеми потребителями, включая бюджетные дотации и компенсации льгот.

В энергосбережении никак не заинтересованы, в снижении издержек тоже, т.к. тарифы устанавливаются по системе издержки плюс прибыль, определяемая в процентах от издержек.

Муниципалитеты по образу и подобию федеральной власти не имеют структур, в комплексе отвечающих за теплоснабжение. Техническое и экономическое управление повсеместно разделены. На избранных глав администраций производят гнетущее впечатление замерзшие дома, ржавые трубы, убогие котельные. Естественно возникает вопрос -где взять деньги для замены на новое, красивое и экономичное? Надежды только на нетарифное финансирование - бюджет, кредиты, частные инвестиции. Тогда определяется финансовая потребность, активно изыскиваются средства и весьма часто находятся. Только позже, обычно при следующей администрации, приходит понимание, что бюджетные средства использованы не эффективно; кредиты надо возвращать, а экономии нет. Частные инвестиции подразумевают плату за вложенный капитал, что требует увеличения платежей населения, а т.к. население не в восторге, пытаются экономить на эксплуатации, весьма быстро доводя новое оборудование до уровня старого.

В последнее время много говорится о необходимости рыночных отношений, подразумевая под этим передачу систем теплоснабжения в аренду или концессию частным фирмам - инвесторам. Реальный же опыт работы, например РАО ЕЭС, показывает, что на неурегулированном монопольном рынке любая частная структура превращается в мини-государство со всеми недостатками, свойственными ему, и с гораздо меньшей степенью ответственности.

На самом деле выход только один - создание эффективного рынка, учитывающего особенности теплоснабжения, с государственным регулированием, представляющим собой управление стимулами.

Покупатель. Начинать надо не с теплоснабжения, а с потребителя. Должен наконец-то появиться рыночный покупатель.

Жители многоквартирных домов должны стать покупателями не абстрактных Гигакалорий, а конкретной услуги по обеспечению теплового и санитарно-гигиенического комфорта в квартирах. Вполне можно обойтись и публичным (утвержденным муниципалитетом) договором между жителями и организацией, эксплуатирующей дом, о взаимной экономической ответственности.

Конечно лучше, чтобы жители создали товарищество собственников жилья, а эксплуатирующая организация была ими выбрана по конкурсу. Но даже муниципальные предприятия, получив процент от снижения платежей за покупное тепло, станут заинтересованной стороной и превратятся в рыночного покупателя по закупке тепловой энергии у теплоснабжающих предприятий. Моментально, без всяких правительственных программ, найдутся возможности для экономии за счет регулировки вентиляции, устранения перетопов, контроля за состоянием отопительных радиаторов в квартирах и т.д.

Огромные резервы экономии есть в горячем водоснабжении. Организация относительно недорогого учета позволяет в 2-3 раза снизить потребление горячей воды.

В итоге общее снижение потребления тепла и воды позволяет постепенно удешевить всю систему теплоснабжения как за счет снижения объемов производства, так и за счет уменьшения мощности оборудования, подлежащего замене.

Тарифы. Сколько бы не призывали теплоснабжающие предприятия к экономии, сколько бы не создавали программ, если сегодняшний способ тарифообразования и оплаты провоцирует расточительность, она присутствует независимо от формы собственности предприятия.

Существует несколько методов тарифообразования принципиально изменяющих экономические стимулы предприятий и позволяющих им получать дополнительную прибыль от снижения издержек.

К сожалению, нигде не предпринимается даже попыток их применения.

Введение в программу экономических стимулов к снижению издержек в других странах дало положительный эффект. В России он может быть еще выше, т.к. во многих районах много лет не выполнялись даже простейшие, относительно дешевые мероприятия по наладке и устранению очевидных потерь.

Планирование развития. Все централизованные системы, включая тепловые, газовые и электрические, могут развиваться только по плану. В последние годы об этом забыли, что предопределило значительные финансовые потери, при решении локальных задач в ущерб эффективности и экономичности всей системы города или поселка.

Грамотное планирование позволяет максимально загрузить наиболее экономичные теплоисточники, а неэкономичные перевести в пиковый режим или резерв: эффективно использовать средства новых застройщиков, используя их не на увеличение мощностей, а на альтернативное энергосбережение и т.д.

С планированием тесно связана диспетчеризация, позволяющая в крупных городах оптимально перераспределять нагрузку между теплоисточниками в зависимости от конкретной экономической ситуации.

Инвестиции. В процессе планирования определяются проекты, имеющие инвестиционную привлекательность, обеспечивающие быстрый возврат вложенных средств без увеличения платежей потребителей. Именно низкая платежеспособность населения не позволяет реализовать масштабные проекты полной замены системы теплоснабжения. Для средних в России условий реально использование инвестиций на модернизацию систем теплоснабжения в объеме 50 долл. США на одного жителя, а для полной замены системы необходимо 300-500.

В то же время экономический анализ позволяет выявить участки, где себестоимость теплоснабжения превышает среднюю в 5-10 раз, и инвестиции в полную замену оборудования окупаются за 1 -2 года.

В теплоснабжении найдется место для любых инвесторов. Крупных может заинтересовать строительство современных ТЭЦ; мелких и средних - локальные проекты и лизинг оборудования; муниципалитеты - бюджетные инвестиции для уменьшения размера субсидий, выплачиваемых населению. Возможно также привлечение средств самого населения.

Цель этой статьи - не дать готовое решение по всем проблемам теплоснабжения, а показать, что нет простых решений. Просто можно сделать только дорого и либо за счет значительного увеличения платежей населения, либо за счет бюджета, что на самом деле - то же самое.

Значительную роль в реформе теплоснабжения могло бы сыграть Федеральное правительство, профинансировав разработку программ для каждого региона. Пока же оно действует по «социалистическому» принципу безвозвратной помощи проблемным регионам, подтверждая антирыночный принцип: «Работай хуже - больше получишь».