Портал по тригенерации, когенерации и мини-ТЭЦ

О развитии малой энергетики

(По материалам «круглого стола», состоявшегося 13 мая 2004 г. в Комитете Совета Федерациипо экономической политике, предпринимательству и собственности, по вопросу: «Роль и место малой энергетики в решении проблем энергетического обеспечения стратегически важных объектов, энергетической безопасности ЖКХ и промышленных предприятий регионов России»).

 

В соответствии с «Концепцией развития и использования возможностей малой и нетрадиционной энергетики в энергетическом балансе России», разработанной Министерством топлива и энергетики РФ в 1993 г., к установкам малой энергетики отнесены электростанции мощностью до 30 МВт с агрегатами до 10 МВт, котельные и котлы общей теплопроизводительностью до 20 Гкал/ч, нетрадиционные энергоустановки, использующие солнечную, ветровую, геотермальную энергию, энергию биомассы, низкопотенциальное тепло, а также гидростанции и микро-ГЭС (с единичной мощностью агрегатов до 100 кВт). К установкам малой энергетики отнесены также атомные станции с электрической мощностью энергоблоков до 150 МВт или тепловой мощностью до 500 МВт. Значительную часть установок малой энергетики составляют теплогенераторы, работающие в локальных энергосистемах, отдельных населенных пунктах и предприятиях.

По своему экономико-географическому расположению территории автономного энергоснабжения относятся к зоне «Крайнего Севера» и «Районам, приравненным к Крайнему Северу», где находятся высоко дотационные субъекты Российской Федерации, федеральные государственные предприятия и закрытые административно-территориальные образования, энергообеспечение которых полностью финансируется бюджетом Российской Федерации.

В частности, бюджет 2004 г. предусматривает:

□     Субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области - 2,6 млрд руб. (в отличие от дотаций, субвенции выдаются на определенные цели при условии участия средств местных бюджетов - прим. ред.);

□     Субсидии на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства - около 8,8 млрд руб.

Радикальным средством снижения этих затрат является применение автономных энергоустановок с комбинированной выработкой тепла и электричества, максимально приближенных к точкам потребления. Многие из подобных установок смогут найти применение и в зоне действия единой энергосистемы страны. Это, в первую очередь, системы теплоснабжения в коммунальной энергетике. Широкое внедрение мини-ТЭЦ позволит резко снизить энерготарифы - за счет улучшения эксплуатационных характеристик генерирующих мощностей, а также из-за сокращения расходов на доставку энергии, ведь только потери в российских теплосетях достигают 30%.

Наиболее предпочтительный вариант внедрения малой энергетики - это замена действующих котельных на газе газотурбинными или газо-поршневыми мини-установками с когенерацией, а также в применении последних для автономного снабжения каждого строения. Для тех же регионов России, где нет доступного топлива, идеальным решением являются атомные теплоэлектростанции малой мощности.

Почти все типы таких установок в России уже производятся или готовы поставляться иностранными компаниями. Но необходимо решить проблемы, с которыми, по словам выступающих, приходится сталкиваться на пути развития малой энергетики:

-       дискриминационный доступ к электрическими тепловым сетям;

-       отсутствие гарантий под кредитование проектов малой энергетики;

-       отсутствие государственной поддержки по внедрению первых образцов дорогостоящих, но высокоэффективных установок и оборудования;

-       отсутствие возможности заключения прямых договоров на поставку энергетической продукции между независимыми производителями и потребителями;

-       отсутствие законодательного закрепления отраслевых проблем малой энергетики.

В завершение заседания участниками «круглого стола» было принято решение:

1. Направить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации докладную записку о необходимости создания в России национальной системы распределенного энергоснабжения, основу которой составили бы автономные теплоэлектростанции отечественного производства.

Отметить в данной докладной записке целесообразность выделения малой энергетики в особое направление деятельности Минпромэнерго России.

2. Предложить Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в первоочередном порядке реализовать следующие меры законодательного и иного нормативно-правового характера по созданию условий для ускоренного развития в России малой энергетики:

-       закрепить безусловное и преимущественное право продаж вырабатываемой малой энергетикой электроэнергии и тепла по ценам, утверждаемым уполномоченными государственными органами, регулирующими энерготарифы;

-       ввести практику предоставления государственных гарантий под инвестиционные кредиты, получаемые отечественными производителями автономных установок с когенерацей, с тем чтобы добиться низкой стоимости этих кредитов;

-       подготовить и принять федеральный закон«О малой энергетике», в котором был бы системно урегулирован весь комплекс правоотношений, возникающих в связи с производством и применением автономных энергоустановок;

-       предоставить уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему управление использованием атомной энергии, полномочия получать частные инвестиции в создание атомных теплоэлектростанций на условиях признания права собственности инвесторов на оговоренную часть произведенных этими станциями электричества и тепла в общем объеме реализуемой этими атомными станциями продукции.

3. Довести информацию о возможностях решения проблем энергоснабжения средствами малой энергетики до руководств субъектов Российской Федерации и заинтересованных представителей предпринимательского сообщества.