Портал по тригенерации, когенерации и мини-ТЭЦ

Новое в порядке установления тарифов на электрическую и тепловую энергию и проблема перекрестного субсидирования

 

Д.т.н. В. В. Молодюк, начальник управления, ЗАО «Группа МДМ»

(По материалам «Энергетическая политика» 5, 2003 г., печатается с сокращениями)

 

Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации всегда уделяли особое внимание совершенствованию механизма, который обеспечил бы полный контроль со стороны государства над ростом тарифов на электрическую и тепловую энергию. И это понятно: изменение цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию является одним из ключевых факторов формирования экономической конъюнктуры и важным условием, влияющим на развитие экономики России.

Особую актуальность проблема контроля над тарифами приобретает в период реформирования электроэнергетики и формирования рыночных отношений. Однако только в этом году контроль со стороны государства над ростом тарифов на электрическую и тепловую энергию был полностью подкреплен законодательными и нормативными актами, а сама процедура установления тарифов на следующий год приняла заблаговременный характер.

На заседании Правительства Российской Федерации, состоявшемся 14.08.03 г. и посвященном рассмотрению проекта бюджета Российской Федерации на 2004 г., Председателем Правительства Российской Федерации М.М. Касьяновым было отмечено, что развитию экономики страны будет способствовать не только снижение налогового бремени, но и ограничение предельного уровня тарифов естественных монополий, к которым относится и электроэнергетика. Таким образом, задача сдерживания роста тарифов была названа в числе приоритетных в развитии экономики страны.

Предельный рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей был установлен Правительством Российской Федерации на 2004 г. на уровне 13%. Своим Постановлением № 516 от 22.08.03 г. Правительство Российской Федерации также поручило ФЭК России установить предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2004 г. для каждого субъекта Российской Федерации.

Согласно новому Федеральному закону № 6-ФЗ от 10.01.03 г. предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации ежегодно до принятия Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года. Федеральный закон также устанавливает следующую норму, касающуюся сроков и порядка изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию: «Изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) на рассмотрение Государственной Думой (законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации) проекта федерального закона (закона субъекта Российской Федерации) о внесении изменений и дополнений в федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о федеральном бюджете (бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год не допускается».

Применить механизм установления тарифов, изложенный в Федеральном законе № 6-ФЗ от 10.01.03 г., станет возможным только начиная с 2004 г., поскольку в период принятия Закона бюджет Российской Федерации и ее субъектов на 2003 г. уже был принят. В 2003 г. впервые предложения об установлении предельных значений тарифов на 2004 г. были направлены со стороны ФЭК России в Правительство Российской Федерации 18.08.03 г. с указанием конкретной величины предельного тарифа по каждому субъекту Российской Федерации.

Решение Правительства Российской Федерации о предельном повышении тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2004 г. не заменяет полномочия регулирующих органов, представленные им законами. Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 41 -ФЗ от 14.04.95 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов. Иными словами, ФЭК России и РЭК субъектов Российской Федерации при установлении тарифов энергоснабжающих организаций должны исходить из их экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли. Простое индексирование тарифов может быть проведено только в исключительных случаях.

Таким образом, перед ФЭК России стояла трудная задача: с одной стороны, рост предельного тарифа на электрическую энергию в среднем по стране не должен превысить указанные Правительством 13%, а с другой стороны, в соответствии с требованием Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.95 г. необходимо было обеспечить безубыточную работу АО-энерго путем назначения экономически обоснованного тарифа.

ФЭК России своим постановлением № 66-э/1 от 25.08.03 г. установила предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2004 г. При расчете экономически обоснованных предельных уровней тарифов по субъектам Российской Федерации ФЭК России учитывала следующие основные показатели:

♦      структуру генерирующих мощностей, электрических и тепловых сетей и других объектов электросетевого хозяйства энергоснабжающей организации (АО-энерго);

♦      финансово-экономическое состояние энергоснабжающей организации;

♦      виды и объемы используемого для производства электрической и тепловой энергии топлива;

♦      степень износа основных производственных фондов энергоснабжающих организаций и необходимую величину амортизации;

♦      объемы покупаемой (продаваемой) энергоснабжающей организацией электрической энергии с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности).

Дополнительно на рост тарифов в отдельных субъектах Российской Федерации влияют политические, экономические, метеорологические и другие факторы, характерные для данного региона в текущий период времени.

Впервые в практике государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергии ФЭК России утвердила на 2004 г. следующие виды тарифов.

1. Предельные тарифы на электрическую энергию, поставляемую АО-энерго потребителям во всех субъектах Российской Федерации. При этом были установлены 2 вида предельных тарифов:

♦      предельный (максимальный) средний тариф на территории субъекта Российской Федерации (т.е.средневзвешенное значение устанавливаемых РЭК соответствующего субъекта Российской Федерации тарифов по всем группам потребителей недолжно быть выше данного предельного тарифа);

♦      предельный (максимальный) тариф для всех групп потребителей на территории данного субъекта Российской Федерации (т.е. тариф ни для какой группы потребителей в данном регионе не может быть выше этого предельного тарифа).

На основании указанных тарифов РЭК каждого субъекта Российской Федерации должна установить конкретные тарифы на электрическую энергию на потребительском рынке для всех потребителей, получающих электрическую и тепловую энергию от всех энергоснабжающих организаций,

а не только от АО-энерго. Дело в том, что конечный потребитель может быть присоединен к сетям не АО-энерго, а других энергоснабжающих организаций, например, к электрическим сетям предприятия электроснабжения. В этом случае полный тариф складывается из тарифа АО-энерго и тарифа на услуги этой энергоснабжающей организации.

2.   Предельные тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО-энерго потребителям в субъектах Российской Федерации при комбинированной выработке электроэнергии. С учетом указанных тарифов устанавливаются предельные тарифы на тепловую энергию, поставляемую другими энергоснабжающими организациями потребителям в соответствующих субъектах Российской Федерации. В связи с многообразием условий производства тепловой энергии назначение ФЭК России предельных тарифов на тепловую энергию для всех источников (котельных, не входящих в АО-энерго) законом не предусмотрено. В соответствии с действующим законодательством конечные тарифы на тепловую энергию для населения (отопление и горячее водоснабжение) устанавливаются органами местного самоуправления на основе средних тарифов на тепловую энергию для всех потребителей региона, утвержденных РЭК соответствующего субъекта Российской Федерации.

3.   Предельные тарифы на электроэнергию для населения. Эти тарифы установлены едиными для каждого субъекта Российской Федерации независимо от того, какая энергоснабжающая организация осуществляет поставку электроэнергии для того или иного района, населенного пункта и другой территориальной подгруппы населения.

В качестве первоочередных задач, которые следует решить для скорейшего решения проблемы перекрестного субсидирования, необходимо отметить следующие.

1.   ФЭК России разработать и утвердить методические указания по расчету величины перекрестного субсидирования и его учету в тарифах на электрическую и тепловую энергию в переходный период реформирования электроэнергетики.

2.   Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов разработать программы поэтапного прекращения перекрестного субсидирования в своем регионе.

3.   На основе анализа программ ликвидации перекрестного субсидирования, представленных субъектами Российской Федерации, ФЭК России направить в Правительство Российской Федерации предложения по уточнению этапов и сроков полного прекращения перекрестного субсидирования в Российской Федерации.

В результате решения перечисленных выше задач Правительство Российской Федерации сможет принять программу полной ликвидации перекрестного субсидирования в стране.