Портал по тригенерации, когенерации и мини-ТЭЦ

Проект «Когенерационные системы» для РСО Алания

Научно-практическая конференция «Малые и средние ТЭЦ. Современные решения»

Хузмиев И.К., профессор, д.т.н., председатель Комитета Топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания

Кризис жилищно-коммунального хозяйства в основном определяется устаревшей системой управления отраслью, которая вошла в противоречие с рыночной идеологией реформирования экономики России. Муниципализация ЖКХ усугубила положение. Попытка выхода на бездефицитные местные бюджеты привели не до финансированию необходимых затрат для предприятий коммунальной сферы. При этом каждый уровень власти пытался переложить решение данной проблемы на ступень ниже. Управление отраслью административными методами не позволяет решить существующие проблемы и обеспечить необходимый уровень качества и надежности предоставляемых услуг. Положение усугубляется следующим:

– износ основных фондов достиг по разным оценкам от50 до 80%.

– отсутствие современных систем учета является основной причиной высокого уровня потерь, в том числе и коммерческих, по сути воровство. Так в электрических сетях муниципальных образований они в отдельных случаях достигают 50%.

– отсутствием необходимых инвестиций в отрасль и не эффективным использованием выделяемых средств, которые в основном используются на ликвидацию аварийных ситуаций.

– устаревшим менеджментом.

Все это приводит к регулярным сбоям в работе систем ЖКХ, в том числе электро- и теплоснабжения. Анализ показывает, что ЖКХ России находится в состоянии системного кризиса, отрасль убыточна, в ней отсутствуют кадры необходимой квалификации на всех уровнях от менеджеров до слесарей и кочегаров, коммунальные системы зачастую служат политическим и экономическим интересам региональных элит, а не потребителей. Только срочная реструктуризация отрасли и ее реформирование с привлечением частных инвесторов может кардинально решить существующие проблемы отрасли

Основными направлениями реформирования ЖКХ должно стать: акционирование и приватизация, либерализация рынка коммунальных услуг, вывод из под непосредственного подчинения муниципальной власти структур жилищно-коммунальной отрасли. Обновлению должна быть подвержена сфера сбора жилищно-коммунальных платежей. В перспективе расчетнокассовые специализированные центры могут быть преобразованы в акционерные финансовые коммунальные банки, обеспечивающие краткосрочное кредитование предприятий организаций.

После разделения жилищно-коммунальной отрасли на конкурентные и монопольные сферы деятельности, ценообразование в конкурентной сфере будет рыночным, а тарифы на услуги локальных монополий должны устанавливать посредством прозрачных процедур действующий в регионе независимый единый тарифный орган.

Одним из возможных путей решения проблемы электро- и теплоснабжения РСОА может стать компания, действующая в регионе, на базе которой будет реализован проект «Когенерационные системы» целью производства и реализации услуг по электро и теплоснабжению потребителей в регионе и организации конкурентной среды в сфере представления услуг и по управлению и эксплуатации систем ЖКХ . Когенерация – это энергетическая система с одновременным производством электрической и тепловой энергии от единого источника энергии. По сравнению с централизованным теплоснабжением когенерация имеет преимущества, в связи с тем, что она основана на локальных децентрализованных тепловых установках. В таких установках снижаются потери на транспорт и распределение электрической и тепловой энергии, а также происходит увеличение коэффициента полезного использования первичного энергоносителя, которым чаще всего бывает природный газ. Это дает дополнительные преимущества с точки зрения охраны окружающей среды из-за повышения к.п.д. и сокращения эмиссии вредных газов. Наличие собственных систем теплоснабжения и электроснабжения повышает также надежность и снижает зависимость от внешних источников, что особенно важно для общественных зданий, объектов образования и здравоохранения.

Когенерационные установки вырабатывают до 37% электрической и до 50% тепловой энергии от установленной мощности теплового двигателя. Они имеют наивысшие экономические показатели при постоянной нагрузке и работают на газе или жидком топливе. Основой проекта станет привлечение инвестиций на территории РСОА в сумме более 10 млрд. руб. в течении пяти лет для строительства ТЭЦ на основе агрегатов различной мощности в сумме до 400 мВт, работающих на природном газе, с выработкой электрической и тепловой энергии, создание автоматизированных систем коммерческого учета энергоносителей и сбора платежей, строительство новых электрических и тепловых сетей, а также использование существующих с помощью рыночных процедур. Основой деятельности компании будет:

– Генерация электрической и тепловой энергии.

– Транспорт электро и тепловой энергии.

– Реализации электрической и тепловой энергии.

– Создание систем АСКУЭ.

– Работы по повышению эффективности использования энергоресурсов и энергосбережению.

– Энергетический аудит и инжениринг.

– Работы по возобновляемой и нетрадиционной энергетике.

– Защита среды обитания и экология.

Эффективность бизнеса создаваемой компании будет осуществлено за счет:

– Инвестиций в новые технологические решения

– Сокращения административных и эксплуатационных затрат.

– Реконструкции существующего оборудования.

– Создания современных систем учета.

– Оптимизации тарифов за счет прозрачных финансовых процедур и среднесрочного планирования.

– Независимого менеджмента от политических и экономических интересов местных элит.

– Решения вопросов взаимодействия с местными властными структурами и территориальными бюджетами.

Такая работа в России уже начата. За последние два года создано несколько всероссийских компаний, на пример РКС - «Российские коммунальные системы» и подобные ей. Необходимо отметить, что процессы на рынке жилищно-коммунальных услуг должны быть прогнозируемы и управляемы. Для чего властные структуры должны устанавливать правила государственного контроля за деятельность жилищно-коммунальных компаний путем принятия соответствующих законов и нормативных актов.

Реализация проекта «Когенерационныпе системы» позволит:

– Резко повысить качество представляемых потребителям услуг за адекватную цену.

– Провести реконструкцию существующих и создание новых систем обеспечения жизнедеятельности граждан на основе эффективных энергосберегающих технологий и оборудования.

– Содействовать проведению рыночного реформирования отрасли в регионе с привлечением бизнес сообщества.

– Совместно с местной администрацией решить проблемы, связанные с субсидированием социально не защищенной части населения на основе монетизации и адресного субсидирования граждан.

– На базе местных учебных заведений организовать подготовку специалистов ЖКХ всех уровней.

– Решить проблему адекватной оплаты труда.

Программа на 2005 год:

– Создание компании.

– Получение необходимых инвестиций для реализации пилотного проекта – газопоршневой ТЭЦ с когенерацией мощностью 5 мВт с валовой выручкой не менее 40 млн. руб. в год.

– Решение вопросов собственности и контроля над местными активами, необходимыми для реализации пилотного проекта и их санация.

Начало реализация пилотного проекта в течении 3 кварталов после начала финансирования. В этой связи в регионе необходимо форсировать строительство газотурбинных и газопоршневых теплоэнергоцентралей (ТЭЦ) мощностью до 40 мВт и минигазопоршневых ТЭЦ мощностью несколько сот кВт. Ориентировочная стоимость строительства первых составит до 40 млн. $, вторых до несколько сот тысяч $ в зависимости от установленной мощности. Сроки строительства подобных станций колеблется от 5 кварталов до полугода в зависимости от мощности со дня начала финансирования работ. Для нашей республики для решения проблемы перекрестного субсидирования и существенного снижения тарифов для населения и организаций бюджетной сферы достаточно иметь одну ТЭЦ мощностью до 40 мВт, пуск которой позволит снизить стоимость электрической и тепловой энергии для всех потребителей не менее, чем на на четверть и ликвидировать перекрестное субсидирование. Пуск малых ТЭЦ позволит сократить стоимость электроснабжения для групп домов на 30-20%. Существенно удастся уменьшить платежи горожан за отопление и горячее водоснабжение. Финансирование программ по строительству работающих на природном газе ТЭЦ может осуществляться за счет: собственных средств граждан, кредитных ресурсов, бюджетных ссуд, средств различных частных фондов и международных организаций, как вложения в высокоэффективные проекты, так как срок окупаемости подобных установок находится в пределах трех лет и менее в зависимости от тарифной политики в регионе. Важным фактором реализации программ является участие граждан, в интересах которых ведется строительство, а также общественный контроль за целевым использованием средств и недопущение коррупции. Так, например, в настоящее время в г. Владикавказе начата опытная эксплуатация пилотной мини ТЭЦ электрической мощностью 200 кВт и тепловой 300 кВт. Успешное функционирование пилотного проекта может вызвать интенсивное вложение средств в подобные установки бизнес сообществом нашей республики. Это существенно снизит стоимость коммунально-бытовых услуг для населения, повысит степень полезного использования природного газа и устойчивость энергообеспечения, так как строительство можно вести на базе существующих котельных.

При запуске установки в эксплуатацию необходимо согласовать балансы потребления тепловой и электрической энергии в связи с тем, что оптимальным режимом для когенерационной установки является режим постоянной нагрузки а реальная потребность в энергоносителях у потребителей зависит от времени года и времени суток. Это обстоятельство необходимо учитывать при определении технико-экономических показателей установки.