Портал по тригенерации, когенерации и мини-ТЭЦ

Перекрестное субсидирование в теплоэнергетике Омского региона

Доклады участников ежегодного Общего Собрания Некоммерческого Партнерства «Российское теплоснабжение»

Доклады участников ежегодного Общего Собрания Некоммерческого Партнерства «Российское теплоснабжение»

(публикуется с сокращениями)

А. Б. Богданов, начальник департамента перспективного развития АК «Омскэнерго»

Экономика энергетики Омского региона в настоящее время находится в неопределенном состоянии: с одной стороны, она регулируется государственными органами ФСТ и РЭК, а с другой, -должна пребывать в рыночных условиях. Борьба за эффективное вложение капитала, за рынок тепловой и электрической энергии в корне меняют экономические отношения в сфере тепло- и энергоснабжения потребителей.

Для того, чтобы способствовать всеобъемлющему коллективному оптимуму в рыночных условиях, коммунальное энергетическое предприятие-монополист (АО-энерго) должно придерживаться следующих правил ценообразования: а) удовлетворения спроса; б) сведения к минимуму производственных затрат; в) продажи по маргинальной цене. Не придерживаясь этих правил и применяя неверную методику распределения затрат, региональная энергетика не может эффективно управлять издержками, сводить к минимуму производственные затраты, адекватно определять, во сколько обходится производство тепловой и электрической энергии на существующих ТЭЦ. И если об удовлетворении спроса и снижении к минимуму производственных затрат задачи поставлены, то о необходимости формирования маргинальных тарифов с соотношением минимальных цен к максимальным как 1:10, нет даже постановки цели перед регулирующими органами - ФСТ и РЭК. Существующая система формирования тарифов на электрическую и тепловую энергии основана на их социальном уравнивании для всех потребителей, вне зависимости от того, способствуют они или нет снижению затрат при производстве тепловой и электрической энергии.

Согласно планам перспективного развития Омска на период до 2010 г. потребность города в тепле составляет до 850 Гкал/ч. В настоящее время на всех ТЭЦ Омска имеется двукратный неиспользуемый резерв тепловой мощности в объеме 1480 Гкал/ч. Комбинированный способ производства тепловой и электрической энергии на ТЭЦ по сравнению с раздельным способом производства, позволяет сократить расход топлива на одного жителя с 1,755 до 0,91 т у. т. в год.

Несмотря на то, что при комбинированном способе производства тепловой и электрической энергии в 1,9 раза сокращается удельный расход топлива для городского жителя и имеется двукратный неиспользованный запас, тепловые мощности на Омских ТЭЦ пока остаются невостребованными. За последние 2 года в Омске потребители тепла стали строить новые котельные и отключаться от действующих ТЭЦ.

Из-за потери потребителя тепла, неявного технологического перекрестного субсидирования; разрегулированности систем теплопотребления; необоснованно заниженных демпинговых цен на газ для муниципальных котельных; ТЭЦ Омска стали разгружаться дальше и значительно ухудшили свои технико-экономические показатели.

В конечном итоге каждый потребитель тепловой и электрической энергии Омска, получающий тепло от ТЭЦ в виде неявного технологического и явного социального перекрестного субсидирования, оплачивает совершенно необоснованные затраты собственников вновь вводимых муниципальных котельных.

Главные причины перекрестного неявного технологического и явного социального субсидирования в теплоэнергетике - это отсутствие системы анализа качества работы сложной теплоэнергетической системы, шесть видов логических ошибок в тарифной политике, применение неверной методики распределения затрат на ТЭЦ.

Для сокращения затрат на содержание неэффективных районных котельных, главы муниципальных образований трех районов Омской области приняли решение о переводе некоторых многоквартирных домов на электроотопление. Анализ причин неявного технологического перекрестного субсидирования показывает, что в условиях Омска применение электроотопления приводит к расходу топлива в 3,16 раз больше, чем при теплоснабжении от котельных. Соответственно для исключения перекрестного субсидирования на электроотопление, цена оплаты должна отвечать реальным затратам и соответственно возрасти с 7,83 до 21 тыс. руб. в год. Электроотопление в условиях Сибири - это непозволительная роскошь, и предоставление льготных тарифов в виде неявного и явного перекрестного субсидирования должна быть прекращена.

Для внедрения реальной энергосберегающей политики региона, сокращения явного и неявного перекрестного субсидирования при производстве тепловой и электрической энергии необходимо:

-      включить в проект закона «О теплоэнергетике» раздел о запрете строительства котельных мощностью 10 Гкал и выше, без выработки электроэнергии на тепловом потреблении;

-      разработать методические указания по определению величин неявного технологического и явного социального перекрестного субсидирования в теплоэнергетике;

-      разработать раздел закона «О теплоэнергетике» о порядке предоставления льгот в виде перекрестного субсидирования для энергозатратных производителей и потребителей, и порядке компенсации этих льгот;

-      внедрить региональную муниципальную«Систему оценки качества работы сложной теплоэнергетической системы крупного города»(из 26 пунктов);

-      внедрить методику анализа расходов топлива на ТЭЦ, отражающую реальный удельный прирост расхода топлива на прирост тепловой нагрузки (от 25 до 170 кг у.т. на 1 Гкал);

-      вывести региональную энергетическую комиссию из прямого и косвенного подчинения губернатору региона;

-      оценку деятельности РЭК осуществлять по комплексному показателю - коэффициенту топливоиспользования;

-      ввести должность главного энергетика-аналитика энергетики региона с административным подчинением ФСТ, методологическим управлением со стороны Академии наук Российской Федерации;

-      внедрять маргинальные тарифы на тепловую энергию с соотношением минимально дешевой цены к максимально дорогой не менее, чем 1:8;

-      разработать методику расчета тарифов за заявленные тепловую и электрическую мощности, резерв, потребленную тепловую энергию, в зависимости от структуры производства, температуры сетевой воды и времени потребления;

-      разработать методику оценки экономического эффекта при применении абсорбционных тепловых насосов в схеме теплофикации.