Портал по тригенерации, когенерации и мини-ТЭЦ

Можно ли остаться без газа?


Итоги результаты технических (энергетических) обследований по вопросам бронирования газопотребления в 2007 г.


Газ является стратегическим видом энергетических ресурсов Российской Федерации. В топливном балансе страны его потребление составляет более 60% в целом и до 95% для мегаполисов. Надежность поставки газа организациям и населению является одним из важнейших индикаторов энергетической безопасности. Для России это связано, в первую очередь, с ее климатическими условиями и размерами.

Несмотря на очевидность сказанного и расхожее убеждение, что газ у нас был, есть и будет еще долго (выражаясь языком улицы – на наш век хватит), имеет смысл задать вопрос: какова реальная возможность обеспечения потребителей газом в экстремальных условиях. Попробуем ответить на конкретных примерах, отталкиваясь от действующей в стране нормативной базы.

Порядок обеспечения потребителей газом в экстремальных условиях, т.е. в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах (далее Порядок), установлен Приложением 1 к приказу Министра энергетики Российской Федерации от 16 декабря 2002 г. № 448 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2003 г. Регистрационный № 4181) в соответствии с п. 41 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 317.

Обеспечение поставок газа потребителям первой категории – коммунально-быто-вым организациям и населению, а также технологическим установкам, не отключаемым по газу – в периоды похолоданий при максимальных отборах газа из газотранспортной системы должно осуществляться за счет перевода определенной группы потребителей на использование резервных видов топлива. Объемы высвобождаемых ресурсов газа для этих целей определяются Графиками перевода организаций на резервные виды топлива при похолоданиях (далее – «Графики перевода»).

В Графики перевода включаются организации, которые обязаны иметь резервные топливные хозяйства (РТХ) согласно установленным им топливным режимам (разрешениям на использование топлива). Организации, включенные в Графики перевода, при введении их в действие, должны снизить суточный расход газа до установленных суточных норм, определяемых броней газопотребления. Именно в таком случае гарантируется плановая поставка газа потребителям первой категории.

На случаи аварийных ситуаций и связанных с этим нарушениями технологического режима работы газотранспортной системы разрабатываются и утверждаются соответствующие Графики аварийного газоснабжения. Согласно им также требуется перевод отдельных потребителей на использование резервных видов топлива.

Бронирование газопотребления представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на определение брони газопотребления (на основании технического обследования и расчетов) и гарантированное обеспечение поставок газа потребителям первой категории в периоды похолоданий или на преимущественное, в соответствии с техническими возможностями, обеспечение поставок газа в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах.

Броня газопотребления (далее «броня») – минимальный объем потребления газа, необходимый для безаварийной работы (при условии максимального использования резервных видов топлива) технологического оборудования покупателей, поставки газа которым в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не могут быть прекращены или уменьшены ниже определенной нормы.

С целью мониторинга состояния вопросов бронирования газопотребления и реальных возможностей осуществления перехода газопотребляющих установок организаций на резервные виды топлива при введении в действие Графиков перевода на 4-й кв. 2007 г. и 1-й кв.2008 г. были организованы и проведены технические (энергетические) обследования предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Основанием для обследований явились разъяснения Регионального управления Федерального агентства по энергетике по Северо-Западному федеральному округу (РУ Росэнерго по СЗФО) и письмо ЗАО «Петербургрегионгаз» № АГ-03/4641 от 13.06.2007 г. В соответствии с письмом работа выполнялась группой специалистов - независимых экспертов Некоммерческого Партнерства «Региональное агентство по энергоэффективности и нормированию» (НП «РАЭН»). Результаты обследования представлялись в виде заключения, включающего в себя констатирующую часть, оценку состояния вопроса, комментарии и рекомендации в адреса оранизаций-потребителей и поставщика газа.

Для обеспечения высокого качества обследований и оптимизации затрат времени сотрудников обследуемых предприятий при условии получения максимально необходимого объема достоверных данных были разработаны и согласованы с ЗАО «Петербургрегионгаз»:

- форма заявки на проведение работы, содержащая краткий перечень необходимых для выполнения обследования сведений и максимально адаптированная для удобности ее заполнения;

- методические указания для исполнителей работ;

- краткий сводный перечень обязанностей организации-потребителя газа по обеспечению проведения работ в оптимально краткие сроки и с наивысшей объективностью оценки данных;

- типовое техническое задание на обследование.

Основной целью проводимых целевых технических (энергетических) обследований являлось:

а) для объектов, имеющих оформленную в установленном порядке Броню газопотребления:

- получение достоверных данных и их объективная оценка на соответствие существующих показателей Брони газопотребления техническим и технологическим характеристикам газоиспользующего оборудования организации-потребителя природного газа;

б) для объектов, не имеющих оформленной в установленном порядке Брони газопотребления:

- выявление возможности объективного определения объемов газа, необходимых для закрепления в Графиках перевода.

По просьбе поставщика газа одной из целей обследования также являлось определение уровня эксплуатационного состояния РТХ для оценки реальной возможности перевода газопотребляющих установок предприятий на использование резервного топлива.

Для достижения поставленной цели и в соответствии с техническим заданием специалисты-исполнители рассматривали представленную техническую документацию организаций-потребителей газа, проводили обследование газоиспользующего (при необходимости – и вспомогательного) оборудования, для которого устанавливается броня газопотребления, и РТХ. Затем выполнялась камеральная обработка полученных при обследовании данных и оформление соответствующего заключения. В процессе согласования заключения результаты обсуждались с ответственными представителями организации-потребителя газа и далее направлялись в ЗАО «Петербургрегионгаз».


Обобщая полученные результаты обследований, необходимо отметить следующие недостатки и нарушения законодательных и иных нормативных правовых документов, непосредственно и негативно влияющих на соблюдение режимов потребления газа и выполнение Графиков перевода:

1) несоблюдение порядка ввода объектов и установок в эксплуатацию, приводящее к неподготовленности (отсутствию) РТХ к работе;

2) отсутствие Брони газопотребления или расчетов, необходимых для ее установления;

3) несоответствие данных Брони газопотребления характеристикам топливопотребляющего оборудования;

4) отсутствие РТХ в связи с его неоправданной ликвидацией в нарушение действующих норм и без согласования с поставщиком газа;

5) несоответствие объемов хранения резервного топлива действующим нормам;

6) неподготовленность топливопотребляющих установок к работе на резервном топливе;

7) отсутствие проведения плановых режимно-наладочных работ на топливопотребляющих установках;

8) отсутствие расчетов норм расхода энергоресурсов и энергоносителей;

9) отсутствие производственных заданий по выпуску продукции, вырабатываемой при использовании газа;

10) отсутствие проведения регулярной проверки знания нормативных правовых и технических документов, регулирующих вопросы рационального и эффективного использования газа согласно Правилам пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации.

Особо следует отметить, что ни на одном из обследованных предприятий не проведена работа по расчету и декларированию норм расхода энергоресурсов и энергоносителей в Минпромэнерго России согласно приказам Минпромэнерго России от 04.10.2005 г. №№ 265, 268 и 269 при посредстве независимой Системы рационального использования энергоресурсов (РИЭР).

Результаты проведенных обследований были использованы при подготовке и рассмотрении вопроса об обеспечении требований энергетической безопасности при поставках природного газа на расширенном заседании Комитета по промышленности и энергетике Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада Российской Федерации (Ассоциация «Северо-Запад») в октябре 2007 г. Комитет принял решение о создании в своем составе Комиссии по энергоэффективности и ресурсосбережению. Комиссии поручено подготовить предложения об организации мониторинга по вопросам эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов (в т.ч. по составлению или пересмотру Брони газопотребления и обеспечению использования резервных видов топлива). Решения Комитета согласно статусу Ассоциации направлены в администрации субъектов Северо-Запада Российской Федерации.

Итак, можно ли остаться без газа? Изначально не хочется никого запугивать, накликая на нарушителей норм и правил в области энергоэффективности заслуженные меры воздействия (вплоть до снижения объемов поставки газа или даже отключения отдельных установок). Напротив, мы надеемся, что устойчивость системы газоснабжения России, а также разумная политика ЗАО «Петербургрегионгаз», позволят справляться и не с такими проблемами. Однако руководителям организаций-потребителей газа, включенных в Графики перевода, не следует успокаиваться. Зимы на Северо-Западе, как ни странно, бывают морозными, да и наличие других серьезных объективных причин не настраивает на равнодушие или беспечность. Авторы сознательно не называют организаций-потребителей газа, допустивших нарушение норм и правил, выражая уверенность, что результаты обследований помогут этим организациям не только разумно оценить остроту освещенных вопросов, но и принять соответствующие меры по исправлению ситуации в лучшую сторону. Поэтому мы благодарим наших коллег за совместное решение непростого вопроса по Броне газопотребления и надеемся, что результаты обследований, намеченных на текущий год, окажутся более приемлемыми, ведь только объединением усилий, не занимаясь самообманом и выдавая действительное за желаемое, можно достичь желаемого.