Портал по тригенерации, когенерации и мини-ТЭЦ

Актуальность перехода отдаленных дизельных электростанции республики Саха (Якутия) на местное топливо на примере газогенераторных установок на работающих на древесном топливе

Международная научно- практическая конференция « Малая энергетика-2008»

Ильковский К.К., Кычкин П.Е., ОАО АК «Якутскэнерго», г. Якутск, Россия)

Введение

В связи с подорожанием на рынке стоимости дизельного топлива возросла себестоимость производства электроэнергии в изолированных городах и поселках, где электростанции работают на жидком топливе. Энергетика этих мест дотационная. Часть расходов на нее лежит на государстве, а зачастую на предприятиях и просто на населении других районов. Эта причина не дает возможности нормально существовать и развиваться в отдаленным от энергосистемы поселкам. Предприятия поставщики электроэнергии вынуждены вводить режим экономии топлива и сдерживания энергопотребления.

При проведении региональной энергетической политики важное значение имеет оптимальное использование возобновляемых источников энергии и местных видов топлива

Одним из путей выхода из создавшейся ситуации, является использование местных относительно дешевых твердых топлив путем прямого сжигания и применением нетрадиционных технологий, а именно газификация твердых топлив (бурого и каменного угля, сланцев, отходов древесины и твердо-бытовые отходы). Использование полученного синтез - газа в современных газодизельных, газопоршневых и мини-газотурбинных установках с использованием или без него парогазового цикла.

Очень привлекательно, что срок окупаемости строительства составляет от 1 до 3 лет. Что пока значительно меньше, чем ветровые электростанции, малые ГЭС, солнечные и водородные электроэлементы, мини атомные электростанции, геотермальные ТЭЦ А также мини ТЭЦ с прямым сжиганием и с использованием парового цикла.

В данной статье, мы рассмотрим вопросы газификацией твердых топлив, а именно древесины на опыте ОАО АК «Якутскэнерго».

Газификация твердых топлив (в дальнейшем ГТТ) не является современным открытием. Этим способом пользовались наши предки еще в 17 веке. Поэтому начнем с истории газификации. Русская поговорка «Новое - это хорошо забытое старое» точно характеризирует ситуацию с ГТТ.

История газификации

Основные вехи в истории газификации.

Первым способом получения продукт-газа из твердого топлива была -газификация каменного угля, которая была осуществлена в Англии:

1699, Dean Clayton получил газ в результате экспериментов с пиролизом угля. 1788, Robert Gardner получил первый патент, связанный с газификацией.

1792, первое коммерческое использование генераторного газа. Murdoc использовал газ, полученный из угля, для освещения комнаты в своем доме. Начиная с этого момента, газ из угля многие годы использовался для освещения, приготовления пищи и обогрева.

1801, Lampodium доказал возможность использования газа, который образуется при производстве древесного угля.

1812, первый завод по производству газа из угля для освещения Лондона. 1840, во Франции изготовлен первый коммерческий газогенератор.

1861, прорыв в технологии газификации связан с разработкой газогенератора Сименса (Siemens). Первая успешная установка.

1878, газогенераторы успешно использовались с двигателями для получения механической энергии.

1900, первый газогенератор мощностью 600 л.с. выставлен на Всемирной выставке в Париже. После этого были разработаны газогенераторы мощностью до 5400 л.с.

1901, J.W. Parker испытал пассажирское движущееся средство с двигателем на генераторном газе.

В течение 1901-1920 были проданы многие установки газогенератор-двигатель для получения механической и электрической энергии

Значительный толчок в развитии газификации произошел в 1926г., когда Германия, лишенная доступа к нефтяным источникам и располагавшая значительными запасами ископаемого угля, была вынуждена искать пути его превращения в жидкое топливо. Эта проблема была решена путем синтеза углеводородов из монооксида углерода и водорода, который называется с тех пор синтезом Фишера-Тропша по имени ученых, его реализовавших. Смесь CO и H2 в различных соотношениях, называемая продукт-газом (или синтез-газом), может быть получена как из угля, так и из любого другого углеродсодержащего сырья.

Нацистская Германия принимает и реализует план перевода существующих автомобилей, в первую очередь военных грузовиков, на генераторный газ из древесины и угля, чтобы получить независимость от импортной нефти.

11000 газогенераторов в США, превращающих в газ 12 млн. тонн угля в год.

1939, около 25000 автомобилей с газогенераторами зарегистрированы в Швеции. Из них 90% были получены путем перевода на газ существующих автомобилей. Почти все из 20000 тракторов работают на генераторном газе. 40 % топлива газогенераторов - древесина, остальное - древесный уголь.

В 30-е годы начинается по указанию Сталина разработка газогенераторных установок в СССР работающих на соломе.

40-е-50-е годы, в СССР массово выпускаются трактора и Грузовики ЗИС-150М:

Грузоподъемность-3500 кг;

Вес снаряженного автомобиля-4680 кг;

Вес газогенераторной установки-460 кг;

Расход каменного угля на шоссе-66 кг на 100 км;

Макс. Скорость-55 км/ч.

1951, тепловозы ТЭ-1...-4. Работали на Донецком антраците.

Выпущено около 20 тепловозов, которые 10 лет работали на Приволжской железной дороге. Расход жидкого топлива был на 70% меньше. Дизтопливо расходовалось на запуск и прогрев.

1960- 1970, в связи со снижением цен на бензин и дизтопливо интерес к газификации падает.

Газификация - «Забытая технология» в СССР.

Кроме Южно-Африканской Республики, так как действовало эмбарго на завоз нефти.

После 1970, Возобновление интереса к газификации. Разработка мощных газогенераторов для газификации угля в зарубежных странах.

Строительство крупных электростанций с газификацией углей низкой калорийности в США, Голландия, Испания, Италия (мощностью 250-600 МВт). Одной из первых, начавших свою деятельность в области газификации, была компания Chevron Texaco. Первое предприятие по газификации нефти было построено в 1956 г., а по газификации угля - в 1978 г. Всего с 1978 по 2003 гг. было построено 72 предприятия газификации угля, из которых 23 находятся в США, 23 в Европе и 26 в Азии. Только в Китае построено 14 таких предприятий. Самая мощная станция была построена в Южной Корее в 2000г. - 950 МВт.

Первое предприятие газификации Shell было построенно в 1956 в Нидерландах. К 2003г. предприятия Shell насчитывали уже 85 действующих газификаторов: в Азии - 36 реакторов, в Европе - 28, 21 - в Северной и Южной Америке. Согласно планам Shell к 2006 г. намечено реализовать еще 9 крупнейших проектов в разных странах, причем 6 из этих предприятий будет работать на углях.

Первоначально продукт-газ использовался, прежде всего, как исходный материал для производства химических продуктов. Газификация применялась и применяется для производства водорода, углекислоты, химических углеводородных соединений (метанола, спиртов, уксусной кислоты, этиленгликоля и других) и серы или комбинирует выработку энергии и производство этих продуктов. В 1989 производство химикатов составляло почти 50% от использования продукт-газа во всем мире. Это положение будет меняться, поскольку запланировано большее количество проектов газификации для выработки тепловой и электрической энергии.

С 1990 года подавляющее большинство проектов в мире было направлено одновременно и на производство химических продуктов и на производство энергии: в 1990 году таких проектов было 66 %, а к 2000 году их было 94% от общего числа.

До 2000 г., проведена разработка национальных программ по использованию газификации биомассы для выработки электроэнергии в развитых странах (Европейский союз, США и др) и в Индии, как одного из самых перспективных направлений в возобновляемой энергетике. Разработка программ по переходу на «чистый уголь», т.е. газификация угля с последующим сжиганием в газовых турбинах большой мощности (сотни МВт-эл). Строительство крупных и малых электростанций с газификацией угля и биомассы.

2000-2007, сотни серийных промышленных энергоустановок газификации угля и биомассы работают во всем мире.

Самым сконцентрированным местом газификации в мире являются три завода в Южной Африке фирмы Sasol, которые составляли в начале 2000г. более чем 31% общей мировой мощности газификации. По методу Фишера-Тропша эти заводы производят из угля бензин, газойль и парафины, в общей сложности около 5 млн. т. в год жидких углеводородов.

Рост доли электроэнергии, полученной по технологии газификации, в энергетическом балансе развивающихся и развитых стран.

Мировым лидером по промышленному использованию биомассы для получения электроэнергии в промышленных масштабах является Индия. В стране разработана и последовательно реализуется программа энергетического использования биомассы (древесные отходы, сельхозотходы, багасса от сахарных заводов и т.д.), имеющая целью довести до уровня 19500 МВт - общую электрическую мощность электростанций и ТЭЦ. По состоянию на 30.06.2003 в Индии было введены в действие коммерческие с присоединением к сети электростанции на биомассе общей электрической мощностью 180,2 МВт, в том числе с использованием газогенераторов -55,1 МВт (всего 1817 единиц газогенераторных установок мощностью от 5 до 500 кВт) и ТЭЦ на биомассе с использованием паровых котлов и турбин - 303,7 МВт. В стадии реализации по состоянию на 31.03.2003 находилось электростанций на биомассе общей мощностью 240,65 МВт и ТЭЦ - 323,1 МВт. На 2005-06 гг план по вводу мощностей составляет: электростанций и ТЭЦ на биомассе общей мощностью 160,0 МВт, в том числе с использованием газогенераторов - 10,0 МВт.

В России, Белоруссии и Украине созданы первые опытные образцы малых газификаторов работающих на древесине, автошинах, биомассе, торфе, угле.

2007-2015, развитие отечественного производства относительно дешевых газогенераторов малой мощности (от 0.1 до 30МВт) для нужд энергетики. Широкое распространение газогенераторных электростанций и ТЭЦ, работающих на различных видах топлива (уголь, торф, биомасса, твердые бытовые отходы, отходы пласмасс и т.д.). Газогенераторы для получения жидкого пиролизного топлива. Газогенераторы -источник синтез-газа для высокотемпературных топливных ячеек и двигателей Стерлинга. Газогенераторы, как источник водорода для топливных элементов и водородных двигателей.

Актуальность перехода дизельной энергетики на местное топливо

Малая энергетика Республики Саха включает в себя 164 автономных дизельных электростанций (ДЭС), принадлежащих ОАО АК «Якутскэнерго» и дочерней ОАО «Сахаэнерго» общей установленной мощностью 310 МВт. Эти ДЭС обеспечивают жизнедеятельность примерно 200 населенных пунктов, расположенных на площади около 2,5 млн км2 и охватывающих 25 улусов с населением 185 тыс.чел.

Основное оборудование автономных ДЭС состоит из более 700 дизель-генераторов разных типов и модификаций, работающих на дорогостоящем дизельном топливе. Выработка электроэнергии автономными ДЭС за один год составляет более 400 млн кВт-ч (всего 5 % от всей выработки ОАО АК «Якутскэнерго»), в то же время затраты в «общей копилке» - около 30 %.

Расходы на годовую закупку и доставку дизельного топлива для этих ДЭС составляют более 60 % затрат на всю выработанную ими электроэнергию и постоянно растут. Ежегодно расходуется до 100 тыс. т. дизельного топлива (ДТ). Средняя цена на заводе ДТ летнего 22 500 руб/т (без транспортных расходов), а сырой нефти 6300 руб/тн. (Для справки А на мировом рынке один баррель нефти-158.98 литра стоит 110 долларов США это около 20 000 руб/тн.). А стоимость дизельного топлива в местах нахождения ДЭС составляет как минимум 30 000 р/т.

В тоже время в Якутии имеются большие запасы местных топлив значительно дешевых, чем дизельное топливо, это каменный и бурый уголь, сланцы, богхеды и древесина, которую мы и рассмотрим, как источник топлива для дизельных электростанции ОАО АК «Якутскэнерго» и его ДЗО.

Экономический эффект использования древесины, как топлива для выработки электрической энергии.

В центральной и южной Якутии имеется в много древесных отходов лесо добывающих и перерабатывающих предприятий а также в республике много перестоявшего и некондиционного леса разных пород (сгоревшие массивы, съеденные шелкопрядом и начавшие сгнивать), который необходимо вырубить и посадить новый лес(экология) является возобновляемым источником и цена ее составляет 350 руб/кубм.

С внедрением технологий газификации древесины многие автономные дизельные электростанции можно перевести на работу на местном топливе отходах древесины.

Древесина является наиболее легко газифицируемым твердым топливом. Содержание золы в древесине составляет от 0,2 до 2%. Зависит от породы древесины и условия произрастания. Температура плавления древесной золы выше температуры газификации, что предотвращает образование корковых сводов в камере газификации.

Не содержит сернистых соединений, что является благоприятным фактором для работы поршневого двигателя. Теплотворность рабочей массы древесины в среднем составляет 2700-3000 ккал/кг.

Для подтверждения экономической целесообразности перевода ДЭС на древесину, мы провели следующие укрупненные расчеты сравнения затрат на производство энергии:

Калорийность дизельного топлива Qндт=11 000 ккал/кг,

Калорийность древесины Qндр=2700 ккал/кг.

Стоимость древесины с транспортными расходами Сд= 500 руб/т,

Стоимость дизельного топлива с транспортными расходами Сдт= 30 000 руб/т при перспективе дальнейшего роста.

Низшая теплотворная способность 1кг древесины меньше 1кг дизельного топлива:

Ондт/ Qндр=11 000/2700=4.07раза. Отношение стоимости ДТ к древесине: Сдт= 30 000 руб/т/ Сд= 500 руб/т=60раз.

В итоге, в «идеальном варианте» калория, полученная из древесины дешевле, чем из дизельного топлива:

в 60/4=15раз

Чтобы заменить 1 тыс. т. дизельного топлива по цене 30 млн., потребуется 4 тыс.т. древесины по цене 2 млн.рублей, что дает выгоду до 28 млн. рублей.

При замещении на дизельных электростанциях дизельного топлива на генераторный газ выработанный из древесины, затраты на топливо снижаются не менее чем в 10 раз, и срок окупаемости капиталовложений составляет от 1 до 3 лет. В конечном итоге через 3 года можно начать экономить денежные средства, которые ежегодно тратятся на закуп и завоз дорогостоящего дизельного топлива в удаленные от линий электроснабжения населенные пункты.

Дизельные электростанции, подлежащие переходу на древесное топливо

В нашей компании имеются электростанции малой потребляемой мощности от 10кВт до 200кВт, находящиеся в лесной зоне (тайге), отдаленных местах, обеспечивающие электроэнергией местное сельской население. Эти электростанции подлежат переводу на работу на древесной топливо. Заготовка дров в этих поселках ежегодное занятие для местного населения. Дополнительный объем работ по заготовке древесины принимается в этих поселках местным населением на «ура». А для ОАО АК «Якутскэнерго» - это экономия издержек на производство электроэнергии.

Технология газификации древесного топлива на примере газификаторов применяемых в ОАО АК «Якутскэнерго»

  • Газификация древесины
  • Газификатор с газодизельным двигателем отечественного производства.
  • Газогенераторная электростанция с газопоршневым двигателем импортного производства.

Газификация древесины

Газификация представляет собой процесс высокотемпературного превращения древесины при нормальном или повышенном давлении в газ, называемый древесным или генераторным газом, а также небольшое количество золы, в специальных реакторах (газогенераторах) с ограниченным доступом воздуха или кислорода. Генераторный газ имеет температуру 300 - 600°С и состоит из горючих газов (CO, H2, CH4), инертных газов (CO2 и N2), паров воды, твердых примесей и пиролизных смол. Из 1 кг древесной щепы получают около 2.5 Нм3 газа с теплотой сгорания 900 - 1200 Ккал/Нм3. Эффективность газификации достигает 85-90%. Благодаря этому, а также удобству применения газа, газификация является более эффективным и чистым процессом, чем сжигание.

Полученный генераторный(синтез) газ смешанный со вторичным воздухом древесный газ сгорает во вторичной камере( камера сгорания котла, двигателя, турбины) практически без остатка.

Газификатор с газодизельным двигателем отечественного производства

В ООО «ЦНИДИ» г Санкт-Петербург совместно ОАО АК «Якутскэнерго» разработана, испытана и поставлена в опытную эксплуатацию газогенераторная установка электрической мощностью до 100 кВт.

Газогенератор представляет собой аппарат для термопиролизной обработки древесины с получением топливного газа, основными горючими составляющими которого являются водород (Н2) и окись углерода (СО). Для получения качественного генераторного газа, необходимого для использования в поршневых двигателях, в газогенераторе реализуется обращенная схема газификации твердого топлива, при которой смолистые летучие соединения проходят через активную зону раскаленного углерода, разлагаются и газифицируются, что уменьшает содержание смолистых веществ в топливном газе.

Изготовлены первые промышленные образцы газогенераторных установок (ГГЭУ) электрической мощностью 60 и 100 кВт, проведены испытания на древесном топливе, низкосортном буром угле и на угле класса сапропелитов (богхед) Тайморылского месторождения. Применительно к энергоустановкам разработаны ТУ 311690-002-73425807-2006, проведены сертификационные испытания установок на древесном топливе на соответствие ТУ и национальным стандартам.

Испытания подтвердили заявленные в ТЗ мощностные и экономические характеристики установки, показали соответствие параметров тока требованиям стандартов (в том числе при сбросах и набросах нагрузки), а также значительное снижение NOx и СН в отработавших газах.

В настоящее время ведутся работы по созданию специализированной механизированной линии (модуля) по переработке, подготовке и подаче древесного топлива. Установка укомплектована рубительной машиной МР-01 (отечественного производства), предназначенной для измельчения древесных отходов производительностью, 1,5 м.куб/час.

Начаты работы по проектированию модульной ГГДЭС п.Исить, с четырьмя параллельно работающими электроагрегатами по 100кВт каждый.

В набор входят следующие модули: газогенераторный; электрогенерации; теплогенерации; управления и синхронизации электроагрегатов; модуль подготовки твердого топлива; склад твердого топлива; склад жидкого топлива и масла; вспомогательный модуль (ЗИП, бытовки, слесарный участок и др.). Один дизельный двигатель на месте переводится в газодизельный цикл.

Комплектация оборудования с использованием отечественных агрегатов на базе двигателя ЯМЗ. дает возможность более гибко реагировать на возможные аварийные ситуации а также с минимальными потерями производить плановое обслуживание, ремонт или замену оборудования.

В настоящее время разработаны системы синхронизации, которые обеспечивают параллельную работу газогенераторных модулей и будут применены на ГГДЭС.

На ГГДЭС используются и газодизельные двигатели ЯМЗ-238, с обязательным добавлением жидкого топлива, необходимого для процесса воспламенения. Доля дизельного топлива может варьироваться от 15 до 100 %, при этом газодизельный двигатель сохраняет способность работать только на дизельном топливе.

Разработана автоматизированная загрузка щепы в газогенератор.

Разрабатываемая сейчас система автоматизации контроля и управления всеми процессами ГГДЭС должна обеспечить управление с единого пульта.

Обеспечивается бесперебойная работа станции на древесном топливе при проведении технического обслуживания оборудования.

ГГДЭС в п.Исить

Годовая выработка электроэнергии составляет 647,14 тыс. кВт час.

Выход генераторного газа из древесины составляет 1,7-2,0 нм3/кг.

Расход генераторного газа на 1 кВт час электроэнергии в газодизельном режиме составляет 2,5 нм3 0,8=2,0 нм3

0,8 коэффициент, учитывающий расход генераторного газа в газодизельном режиме.

Расход древесины на 1 кВт час электроэнергии составит 2,0 нм3/1,7 нм3/кг =1,176 кг.

Годовое потребление древесины составит:

647,14 тыс. кВт час*0,00176=1190т Годовое потребление дизельного топлива в газо дизельном режиме:

647,14 тыс. кВт час. х0,2*0,00006=7,76т,

0,2 - коэффициент, учитывающий расход дизельного топлива в газодизельном режиме.

Для расчетов учитывается относительная влажность древесины 20%.

Газогенераторная электростанция с газопоршневым двигателем импортного производства

ОАО АК «Якутскэнерго» приобрело у фирмы Flex Technologies, Inc., Микрогазогенераторную электростанцию (микро-ГТЭС) на основе Модуля газификации WBG-20 и газопоршневого электроагрегата (ГПЭА), работающего на 100% генераторном газе для превращения древесных отходов в генераторный газ, используемый для производства электроэнергии,

Flex Technologies, Inc изготавливает газогенераторы и газогенераторные электростанции на древесной биомассе с 1987 года и произвело их более сотни работающих десяти странах мира, большая часть из которых в находиться в Индии.

Газогенератор с неподвижным слоем и нисходящим потоком газа оборудован всем необходимым для превращения топлива в генераторный газ. Внутри газогенератора топливо проходит несколько превращений, образующих отдельные зоны. В самой верхней части газогенератора находится бункер, способный вместить двухчасовой запас топлива. Следующей является зона сушки, где удаляется влага и летучие вещества. В зоне пиролиза происходят начальные реакции газификации. Далее, в специально управляемой зоне горения образуется тепло для проведения реакций. В зоне расщепления происходит крекинг пиролизных смол. Строго ограниченный и контролируемый объем воздуха для частичного горения вводится через трубки подачи воздуха. Генераторный газ покидает газогенератор через выходное отверстие. С помощью газодувки газ через систему подготовки перегоняется из газогенератора к двигателю.

В системе подготовки генераторного газа содержание частиц золы и смол с помощью фильтра грубой и двух фильтров тонкой очистки уменьшается до минимальной концентрации, обеспечивающей надежную работу двигателей Модулей генерации в течение всего срока эксплуатации. Эти фильтры имеют запатентованную конструкцию на основе сменной пористой фильтрующей среды.

Модуль газификации управляется с помощью программируемого контроллера, позволяющего отслеживать все важные параметры системы, включать и выключать систему, и обеспечивать производительность Станции в соответствии с выходной нагрузкой генератора.

Технология газификации с высокой эффективностью превращает кусковую биомассу, в том числе древесные отходы, в высококачественное газообразное топливо

и тем самым дает прекрасные возможности для использования возобновляемых ресурсов биомассы вместо традиционных видов топлива.

Входящий в состав микро-ГГЭС Модуль газификации древесных отходов WBG-20 является одной из надежных моделей газогенераторов с очистительными установками серии WBG производительностью от 50 до 2125 Нм3/час генераторного газа в час, использующихся в более чем 10 странах мира для различных применений (получение электроэнергии с помощью газодизельных и газопоршневых электроагрегатов, работающих на генераторном газе, тепловой энергии с помощью газовых и комбинированных горелок, установленных в печах, котлах и т.п., механической энергии для привода насосов).

Сухая щепа подается через загрузочный люк и накапливается в Бункере Газогенератора. Ограниченный и контролируемый объем воздуха для частичного горения вводится через Воздушные сопла. Реактор газогенератора обеспечивает получение чистого и высококачественного генераторного газа. Он содержит слой древесного угля для восстановления продуктов частичного горения, в то же время позволяя золе падать вниз через перфорированный лист, попадая в золосборник, откуда зола удаляется вручную после 8 часов эксплуатации. Выход газа соединяется с газопоршневым электроагрегатом через цепочку оборудования, образующего очистительную установку генераторного газа. В состав очистительной установки входят скруббер Вентури, водоотделительный ящик, два фильтра тонкой очистки, контрольный фильтр, факельная установка с вентилем и газовый управляющий вентиль. Газ, выходящий из газогенератора (1) очищается и охлаждается в скруббере (2) с помощью оборотной воды, которую подает насос скруббера постоянного тока. Газ отделяется от воды в водоотделительном ящике (3) и подается в первый фильтр тонкой очистки.

Данная ГТЭС устанавливается 20 футовый контейнер и предназначена для энергообеспечения с. Борулах Верхоянского улуса РС(Я), где проживает местное население до 50человек. Завоз топлива ограничен, т.к. возможен только трактором и на лошадях и моторных лодках. Таких электростанций у нас чуть более 10 единиц.

Газогенератор запускается от аккумулятора, который в начале процесса подает питание на насос скруббера постоянного тока для запуска модуля газификации. Электрический стартер, питаемый от то же аккумулятора, запускает двигатель (9), который можно также запустить вручную с помощью заводной рукоятки. Генераторный газ затем запускает двигатель в газопоршневом режиме. Газовая дроссельная заслонка с управлением от регулятора хода двигателя изменяет подачу газа в зависимости от нагрузки на электрогенератор, поддерживая частоту в нужных пределах. Стойка управления двигателя - газогенератора (8) содержит все выключатели, индикаторы и предохранители для безопасной работы системы. В комплекте с двигателем поставляется сушилка (10), позволяющая сушить щепу с использованием выхлопных газов двигателя, что дополнительно обеспечивает полную автономность микро-ГГЭС.

В дальнейшем по приобретению опыта по эксплуатации данной установки возможно приобретение более мощных установок. Тем более, что нами был заказан в 2005г. И сделан в 2006г ТЭО и бизнес-план строительства ГТЭС на 250кВт.

Заключение

Применение газогенераторных установок работающих на древесном топливе:

  • реальный и эффективный способ выработки электроэнергии в современных условиях;
  • надежное и безопасное обеспечение населения и экономики республики С(Я) своими энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение тарифов на электроэнергию:
  • минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе совершенствования структуры сгорания топлива;
  • решение вопросов занятости местного населения;
  • исполнение решений правительства РФ и обращения Президента РФ.